По оценкам экспертов, почти 85% мирового фондового рынка сейчас состоит из нематериальных активов. Такой мир открывает новые возможности и требует использования инновационных подходов к ведению бизнеса, в частности, к управлению рисками.
Производитель сельскохозяйственной продукции постоянно сталкивается с рисками. И это происходит не только из-за того, что он ведет бизнес под открытым небом, и его посевы подвержены влиянию неблагоприятной погоды, сельскохозяйственных вредителей и болезней. Его доход также зависит от цикличности и текущей конъюнктуры мировых товарных рынков (и, как следствие, уровня цен на аграрную продукцию), от согласованной и надежной работы рыночной инфраструктуры, от решений органов власти, и от многих других факторов.
При этом неурожай или серьезное снижение качества аграрной продукции влияют на всю цепочку поставки сельскохозяйственной продукции. Банки, а также поставщики семян и средств защиты растений могут столкнуться с увеличением неплатежей по кредитам. Элеваторы и переработчики могут недополучить доход от хранения или переработки продукции. Их производственные мощности будут простаивать, и постоянные затраты не будут в полной мере покрываться. Транспортные компании, сюрвейеры, экспортные терминалы и даже морские порты могут пострадать от снижения объема бизнеса. Даже производители упаковки для продажи продовольственной продукции могут столкнуться с проблемами.
Менеджмент и собственники бизнеса заинтересованы в стабильном развитии своего предприятия, но не всегда владеют всей полнотой информации о существующих возможностях управления рисками или их передачи. Многие крупные производители диверсифицируют производство географически, развивая бизнес в нескольких регионах страны, или занимаются производством разной продукции. Часто элементом управления рисками является вертикальная интеграция аграрного бизнеса, позволяющая сохранить максимальную прибыльность предприятия, независимо от колебаний цен на агропродукцию.
Кроме этого существуют дополнительные возможности по эффективному управлению рисками.
Все еще немногие компании в цепочке поставки сельскохозяйственной продукции используют на регулярной основе хеджирование ценовых и валютных рисков. Хотя некоторые компании уже экспериментировали с использование форвардных, фьючерсных контрактов, опционов и также их комбинированием, однако не всегда они получали позитивный опыт. Отчасти, это связано с не всегда полным пониманием таких инструментов и, в частности, с недопониманием базисного риска. Еще меньше компаний в Украине имеет опыт хеджирования рисков объемов собственного производства или наличия на рынке необходимого сырья, страхования качества урожая или комплексного гарантирования дохода, при котором одновременно покрываются риски урожайности, цены и даже валютные риски. Такие инструменты уже присутствуют на рынке и их развитие имеет очень большой потенциал.
Кроме этого, инструменты по управлению или передаче рисков часто могут использоваться не только для собственного спокойствия, но также для эффективного развития бизнеса. Некоторые производители семян и средств защиты растений уже имеют опыт «упаковывания» страховых решений в свои коммерческие предложения, стимулируя тем самым увеличение продаж, а также повышая лояльность своих клиентов. К сожалению, не все такие программы отличаются простотой, прозрачностью и инновационностью. К примеру, в мировой практике существуют программы, где фермер, покупая семена, может застраховать урожай от риска пересева просто отправив смс с информацией, которую он берет с пакета семян. Если в регионе, где он открыл такой пакет и посеял семена, определенное количество дней не будет дождя, он получит возмещение, а именно — новый пакет семян. Все просто и прозрачно.
К сожалению, подобные интересные (и полезные для агрария) механизмы формирования лояльности и конкурентного преимущества еще несильно распространены среди покупателей агропродукции. Очень вероятно, они станут намного чаще использоваться, когда новые механизмы префинансирования (например, аграрные расписки) помогут сделать форвардные закупки более надежными в части выполнения их условий всеми сторонами. Также очень перспективными могут быть новые банковские продукты для аграриев, предусматривающие снижение процентной ставки в случае неурожая, снижения цен на сельскохозяйственную продукцию или невысокого качества выращенного неурожая.
Неблагоприятная погода влияет не только на производителей аграрной продукции, но и на переработчиков и поставщиков продуктов питания. Исследования показывают, что изменение среднемесячной температуры воздуха всего на несколько градусов может иметь ощутимое влияние на объемы продаж продовольственной продукции, особенно мороженого, пива и прохладительных напитков. Пока еще мало кто из поставщиков продовольствия знает, что существуют решения, позволяющие защитить доход от таких рисков. Более того, с использованием решений по передаче погодных рисков могут быть структурированы маркетинговые акции, например, предусматривающие дополнительную скидку на товар, если в течение нескольких дней идет дождь.
Управление рисками в цепочке поставки сельскохозяйственной продукции является ключевым элементом успешного существования бизнеса. Открытость и творческий подход к передаче рисков и даже использование рисков для стимулирования развития бизнеса — важный аспект стабильного и динамичного роста. Несомненно, структурирование инновационных решений по передаче рисков украинскими компаниями требует изучения и использования передового мирового опыта подобных программ. Однако изменения неизбежны, и важно быть среди тех, кто сможет первым распознать возможности и использовать их в своих целях.
Александр Артюшин, вице-президент Swiss Re Corporate Solutions (Швейцария), специально для AgroPortal.ua
Как успешные украинские компании управляют рисками в цепях поставок, как привлекают дополнительные средства и благодаря чему остаются финансово стабильными — узнайте из первых уст во время бизнес-дня VII Международной конференции «Эффективное управление агрокомпаниями», который состоится 22 сентября 2016 в Киеве.