Сергей Вовченко, председатель наблюдательного совета группы компаний «Молочный альянс»
Для Китая мы разработали и выпустили специальный продукт — высокодеминерализированную сыворотку D-90. Прошли все необходимые этапы согласования: китайскую инспекцию, которая была у нас на заводе, отправляли им образцы продукции, ездили к ним на переговоры.
Благодаря подписанию соглашения между Департаментом ветмедицины Министерства аграрной политики и продовольствия и китайскими ветеринарами, теперь, наконец-то, будем ее экспортировать. Китайцам нужна наша сыворотка D-90 как основа для производства детского питания.
Относительно прогноза объемов по нашим будущим поставкам, скажу так: по высокодеминерализированной сыворотке D-90, согласно предварительным договоренностям, Китай готов забирать все, что мы произведем. В цифрах — это порядка 4 тыс. тонн в год.
В планах — выйти на китайский рынок со сливочным маслом. Китайская сторона одобрила наши образцы по качеству. По объемам экспорта масла говорить пока сложно. Что касается сыров, то, может быть, будем отправлять совсем небольшие партии. Это связано с тем, что мы не производим сыры длительного хранения (срок реализации максимум у нас шесть месяцев), в то время как китайцы настаивают, чтобы это был год. Мы можем выпустить такой продукт, однако по себестоимости он будет «непроходной».
Что касается инвестиций в этот проект, мы потратили 1,5 млн евро: поставили на Золотоношском маслодельном комбинате оборудование, наладили технологию для производства такой сыворотки. Комбинат посетила инспекция DG SANKO.
Для нас было принципиально важно, чтобы это предприятие прошло проверку, и было сертифицировано для производства высокодеминерализированной сыворотки.
Юрий Шаблиенко, заместитель директора по экспорту компании «Клуб сыра»
У китайской стороны есть реальный интерес к нашим сырам. И хотя в гонконгских супермаркетах представлено довольно много видов сыров из разных стран, оценивая емкость данного рынка и его потенциал, мы все-таки решили попробовать себя в Китае именно по сырному направлению.
Сейчас мы делаем только первые шаги и говорим о первой пробной поставке. После получения продукции для начала продаж, надеемся получить от наших партнеров обратную связь для понимания наших дальнейших действий на этом рынке.
Оценивая для себя перспективы китайского рынка, нам пришлось учитывать одновременно множество вещей. От конкуренции с европейскими сырами (для Китая украинские сыры, к сожалению, сейчас еще не бренд), более длительных сроков логистики (по сравнению с РФ, например) и удаленности географического расположения самого рынка до особенностей и специфики местного потребления, включая изучение вкусовых предпочтений китайских покупателей.
Кроме того, понадобилась помощь юристов, чтобы разобраться, какие точно требования по документации и разрешениям выдвигаются контролирующими департаментами при поставках тех или иных групп товара в Китай. Особенность для зарубежных поставщиков пищевой продукции в том, что кроме Реестра (хотя это и одно из основных условий по входу), необходимо еще оформление определенного вида Санитарного Сертификата, который выдает Entry-Exit Inspection and Quarantine of the People's Republic of China.
Светлана Попель, AgroPortal.ua