AgroPortal.ua расспросил у вице-президента Всеукраинской ассоциации работников профессионально-технических учебных заведений, директора Государственного учебного заведения «Катюжанское высшее профессиональное училище» Руслана Недашкивского, с какими проблемами сталкиваются ПТУ и как популяризировать непопулярные профессии среди молодежи.
Руслан Михайлович, сейчас ПТУ хотят перевести на финансирование из местных бюджетов, как это отразится на работе?
Руслан Недашковский: Перевод на финансирование ПТУ из местных бюджетов нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным явлением, ведь многое будет завесить от председателей государственных областных администраций, мэров, областных и городских советов.
О чем идет речь, можете привести пример?
Руслан Недашковский: Возьмем Белую Церковь. Финансирование профессионально-технического учебного заведения в этом городе осуществляется за счет городского бюджета, посему приоритеты будут выставляться, прежде всего, городским советом.
Именно город будет определять количество учеников профессионально-технического учебного заведения, то есть, региональный заказ, перечень необходимых рабочих профессий, материальное обеспечение и тому подобное.
С одной стороны, это якобы и правильно в пределах отдельных регионов, но в рамках общегосударственной политики по экономическому росту — это будет в корне не верно, потому что подготовка рабочих кадров является общегосударственной задачей.
Объясните, почему?
Руслан Недашковский: Прежде всего, нарушаются конституционные права молодежи относительно свободного доступа к профессионально-техническому образованию, ведь тот же городской совет за счет регионального заказа будет обучать только жителей из своего региона, которые должны остаться там же на работе. Из других городов, областей, регионов дети приниматься не будут.
Например, ученик из Киевской области захочет поступить в учебное заведение города Козятин Винницкой области для получения профессии машиниста-электровоза, так как в Киевской области железнодорожного училища нет. Но его не примут, так как он после окончания ПТУ вернется на работу в Киевскую область. Жителем города Козятин он не является, поэтому средства из местного бюджета на его обучение не предусмотрены. Хотя финансирование в некоторых регионах может быть даже лучше, чем раньше из государственного бюджета. Развитие профессионального образования будет не одинаковым по регионам.
То есть перевод ПТУ на финансирование из местных бюджетов можно считать своеобразным вызовом для них?
Руслан Недашковский: Самым сложным вопросом станет передача целостных имущественных комплексов из государственной собственности в коммунальную. Хотя в законопроекте и предусматривается запрет перепрофилирования, закрытия, приватизация в течение 10 лет, но как всегда это не является препятствием для подобных решений.
Уже сейчас фиксируем случаи со стороны местных властей о немедленной передаче имущества в коммунальную собственность. При этом прямо указывается: на использование помещений для других целей и для предстоящего изъятия земельного участка. Такая информация поступает из многих учебных заведений Украины.
Допускаете сценарий массового закрытия ПТУ?
Руслан Недашковский: Абсолютно возможный сценарий закрытия профессионально-технических учебных заведений во многих регионах Украины.
Возможно, если бы учеба в ПТУ была более популярной среди молодежи, то о подобном сценарии не могла бы идти и речь. Как, по Вашему мнению, популяризировать непопулярные профессии среди вчерашних выпускников?
Руслан Недашковский: Система образования в плане профтехобразования критически разбалансирована. На одного выпускника профессионально-технического учебного заведения приходится 4 выпускника высшего учебного заведения, то есть «на одного раба — четыре прораба», а в Киеве и Харькове — 1 к 8. Тогда как в Европейском Союзе абсолютно наоборот — 8 на 1.
Зная такую ситуацию, по разбалансировке образования и неоднократно пропагандируя это, как ни странно, но мы снова получили увеличение государственного заказа в этом году для высших учебных заведений на 23,3%. Кто тогда будет заниматься материальным производством? Не понятно. И здесь не только вопрос в том, что мало популяризируется профтехобразование на радио, телевидении, газетах и т.д., но и снижается порог вступления в высшие учебные заведения.
Как Вы в целом оцениваете уровень высшего образования в Украине?
Руслан Недашковский: Хотелось бы подчеркнуть, что уровень высшего образования значительно упал, ведь во многих случаях отсутствует четкая профессиональная направленность, а иногда она вообще оторвана от производства, как и потеряна связь с производственными базами. Поэтому есть необходимость внесения изменений в стандарты, как высшего образования, так и профессионально-технического образования.
Хуже всего, когда теряется связь между профессионально-техническим и высшим образованием. А она у нас абсолютно отсутствует. Например, в Испании, Италии, Германии особое внимание уделяется ступенчатости образования.
Как подобную ступенчатость реализовывать?
Руслан Недашковский: Например, любой инженер или технолог обязательно должен получить разряд квалифицированного рабочего по направлению подготовки.
А где работают Ваши выпускники? Какой процент трудоустройства?
Руслан Недашковский: Выпускники «Катюжанского высшего профессионального училища» работают в сфере транспорта, аграрного производства, механизации строительства, дорожного строительства, общественного питания, сферы услуг, лесного хозяйства и пр.
Трудоустройство составляет 87%, остальные вступают в Вооруженные силы Украины и в высшие учебные заведения. При этом значительное количество выпускников определяются с работой при прохождении производственной практики.
Какие планы у «Катюжанского профтехучилища»?
Руслан Недашковский: Если кратко, то стратегическими вопросами являются модернизация материально-технической базы за счет кредитной линии Кабинета министров Японии. Этот вопрос пока еще в работе. Также мы хотим перевести обучение на дуальную форму. Острым вопросом является модернизация учебно-методического обеспечения и расширение использования ИКТ в обучении. Мы также делаем ставку на совершенствование студенческого самоуправления, расширение международных связей и модернизацию кластеров для улучшения качества производственного обучения.
Не думаете, что платное образование в Украине будет более результативным?
Руслан Недашковский: Касательно платного образования, то у каждого может быть свое субъективное мнение. Это все зависит от цели и установки, которую имеет перед собой абитуриент и студент относительно карьерного роста.
В чем, по Вашему мнению, заключается особенность аграрного образования?
Руслан Недашковский: Отдельно, в отношении аграрного образования хотелось отметить, что львиную долю национального валового дохода составляет аграрное производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Кроме того, Украина должна, а точнее просто обязана, быть мощной в сфере аграрного производства, тем более имея самые большие в Европе запасы чернозема. Но без модернизации материально-технической базы и совершенствование подготовки кадров вряд ли это удастся, причем, как по рабочим профессиям, так и по кадрам инженерного звена.
Особенность аграрного образования как раз и заключается в утонченности отношений человека и природы, ведь работа или тракториста-машиниста, или агронома, или зоотехника, или инженера привязана к биоресурсам, живым организмам, растениям, животным. То есть, это не является техническим конвейером, а определяется ответственностью специалиста к биоресурсам, что накладывает особую специфику в подготовке кадров.
Спасибо за уделенное время.
Наталия Помянская, AgroPortal.ua