Об этом говорится в сообщении Ассоциации производителей молока (АПМ).
«Львиную долю потерь обеспечивает падение по ключевым экспортным позициям — молоку и сливкам сгущенным — минус 36%, до $29,8 млн и маслу сливочному — минус 43%, до $26,5 млн по сравнению с предыдущим годом. Фактические потери от падения всего экспорта за полгода составляют $38,9 млн, а из них потери от сокращения экспорта масла и сухого молока вместе — $36,7 млн», — отметили эксперты.
Основными покупателями украинского масла являются Азербайджан, Молдова, Грузия, Казахстан и Армения, а группы сухого и сгущенного молока — Израиль, Грузия, Молдова, Армения, Азербайджан.
Существенного сокращения претерпела экспортная торговля и другими молочными продуктами, в частности молоком и сливками не сгущенными — на 22,8% (до $6,8 млн), молочнокислой продукцией — на 22,3% (до $3,9 млн) и сырами — на 17,1% (до $9,8 млн).
«Наконец за полгода страна вышла к положительным показателям экспорта по некоторым товарам, а это молочная сыворотка, торговля которой в начале года была в глубоких «минусах» сейчас демонстрирует незначительное наращивание — + 0,3%, до $10,7 млн. Более устойчивое наращивание показывает экспорт мороженого, который вырос в текущем году на 6,1%, до $9,8 млн. А вот лучшую динамику роста показывает экспорт казеина, который вырос на 14,2%, до $18,8 млн и за счет высокой стоимости хоть как-то компенсирует другие потери», — отмечают в АПМ.
В то же время помимо падения экспорта в Украине уже второй год подряд происходит стремительный рост импорта молочной продукции, который приобрел признаки экономической угрозы для национальной отрасли.
«Наиболее динамично в нынешнем году растет импорт сливочного масла, который в денежном выражении вырос на 670%, а общая сумма купленного товара за полгода составляет $26,4 млн. Это второе место в структуре украинского импорта — 19%. Первое место традиционно и уверенно занимает импорт сыра с массовой долей 65%. Наращивание его импорта несколько замедлилось, но все еще измеряется трехзначной величиной — +129% на общую сумму $90,8млн. Основными странами-продавцами сыра в Украине является Польша, Германия, Франция, Нидерланды и Италия, а масла — Польша, Нидерланды, Германия и Франция.
Вызывает тревогу рост импорта и других молочных продуктов, в частности группы молока и сливок не сгущенных — +399%, до $5,5 млн, казеина — +37,5%, до $0,6 млн, молока и сливок сгущенных — +187%, до $5,6 млн, мороженого — +115%, до $2,9 млн, кисломолочных продуктов — +42%, до $6 млн, сыроватки — +28%, до $2,6 млн.
Основными странами-контрагентами общего товарооборота внешней торговли молочными продуктами являются Польша ($66,4 млн), Германия ($20,8 млн), Нидерланды ($11,9 млн) и Франция ($10,1 млн). Внешнеторговое сальдо с этими странами имеет отрицательный баланс, поскольку все они являются нетто-экспортерами на украинском рынке.
«Существенное падение экспорта молочной продукции началось еще в прошлом году, что было обусловлено как дефицитом молока, а также падением мировых цен, в частности на масло. В нынешнем же году, по сути, к этим же проблем прибавилось падение глобального спроса вследствие общемировых ограничений. Синхронно с падением экспорта произошел стремительный рост импорта из европейских стран чему поспособствовало полное взаимное снижение ввозной пошлины на товары по условиям договора о зоне свободной торговли Украина-ЕС. При этом предусмотренные квоты оказались не на стороне нашего рынка. Поэтому, сейчас уже остро стоит вопрос проведения расследований и внедрения мер по защите национальных производителей от растущего импорта», — подытожили в АПМ.