Об этом сообщает Ассоциация производителей молока (АПМ) со ссылкой на данные Государственной фискальной службы.
«Рост обеспечила группа товаров сухого и сгущенного молока. Их экспорт значительно вырос еще в мае и сейчас продолжает лидировать во внешней торговле молокопродуктами. Так, в июне на внешних рынках их было продано 6 тыс. т, что на 36,6% больше, чем в прошлом году — 4,4 тыс. т. Такая ситуация не выглядит странной, ведь сейчас на мировых рынках есть значительный спрос на сухое цельное молоко и украинские производители вовремя переориентируют производство учитывая более выгодные глобальные тенденции», — сообщил аналитик Ассоциации производителей молока Владимир Андриец.
Рост экспорта отмечался и в группе молока и сливок несгущенных, которые нарастили объемы продаж на 4,6% — до 1,7 тыс. т по сравнению с июнем прошлого года.
Объемы внешней торговли остальным молочными товаровами существенно снизились. Особенно отреагировали експорториентованные группы, в частности масло, торговля которым сократилась до 1,5 тыс. т, что на 61,3% меньше, чем в июне 2018 года и на 148,8% меньше, чем в 2017 г. На глобальный рынок масла сейчас существенно влияет европейское предложение и цена. Так, в январе–мае 2019 г. европейские производители произвели 973,9 тыс. т масла, что на 1,5% превзошло производство прошлого года, при этом среднеевропейская цена составила 4179 €/т, что на 33,9% ниже чем в прошлом году — 5596 €/т. Однако май является сезонным пиком производства этого продукта в Европе и в последующие месяцы оно будет снижаться, что может отразиться на конъюнктуре рынка данного продукта.
Экспорт сыра также претерпевает серьезные потери. В июне он сократился на 40,4%, до 372 т, по сравнению с 2018 годом — 624 т. Ситуация с внешней торговлей сыром для украинских производителей достаточно сложная. До сих пор украинским производителям не удалось найти альтернативных России внешних рынков с аналогичным спросом на украинский сыр.
«Сейчас есть только надежда на оживление экспорта в страны постсоветского пространства, так как Россия недавно сняла запрет на транзит украинских товаров по ее территории. Поэтому при росте спроса, украинские производители смогут наращивать объемы экспорта, особенно сыров и сырного продукта», — отмечают в ассоциации.
В июне также существенно сократился и экспорт сыворотки — до 1,8 тыс. т, что на 41,6% меньше, чем в прошлом году. Ситуация выглядит весьма не типичной учитывая сезонность, ведь в прошлые годы экспорт украинской сыворотки рос с начала года по июнь. Зато в этом году сокращение внешних поставок началось еще с апреля и выглядит достаточно динамичным — 44% относительно высокого объема поставок в марте — 3,1 тыс. т. Причин здесь несколько и главная из них — это падение мировой цены на молочную сыворотку, которое продолжается еще с начала года, другая — снижение спроса из Китая на кормовую сыворотку из-за АЧС, последняя — внутренний фактор, который заставил переработчиков переориентировать производство на более выгодные експорториентованные товары — СЦМ и СОМ.
«В целом, следует отдать должное национальным производителям експорториентованной продукции, которым удалось вовремя переориентировать производство и подстроиться под достаточно динамичный и изменчивый глобальный молочный рынок, что даже позволило нарастить экспортную выручку по сравнению с июнем прошлого года», — подытожили в АВМ.