Блокада на украинско-польской границе заставила экспортеров замороженных ягод искать альтернативные пути в ЕС. Однако объезд через Румынию, Венгрию или Словакию закрывает возможность заезжать в Польшу.
Об этом рассказал президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник в комментарии Delo.ua.
Он пояснил, что это важный логистический фактор, поскольку на Польшу приходится половина экспорта украинской замороженной ягоды, которую они часто дорабатывают и экспортируют в третьи страны как собственный продукт.
«Поляки разобрались, что их границу объезжают. Поэтому даже если вы заедете в Польшу из Словакии, а не из Украины, вас все равно обяжут проходить все таможенные процедуры, необходимые для ввоза украинской продукции. Поэтому я бы не сказал, что объезд Польши глобально решает вопрос проблем на границах», — добавил Тарас Баштанник.
По его словам, альтернативные варианты экспорта замороженных ягод по железной дороге в контейнерах не работают. Специалист отметил, что за 11 лет его работы в плодоовощном бизнесе такие проекты никто еще не воплощал на практике из—за отсутствия возможности подключать к электроэнергии контейнер на железнодорожной платформе, чтобы поддерживать устойчивый температурный режим хранения свежих или замороженных ягод.
В то же время координатор проекта EastFruit Weekly Александр Хорев добавил, что железная дорога теоретически может использоваться для экспорта замороженных ягод, но на сегодня инфраструктура «Укрзализныци» к этому технически не подготовлена.
Он также отметил, что логистика замороженных ягод транзитными маршрутами через Словакию и Румынию дороже по сравнению с Польшей на €1000-1500 за фуру.