Украинский бизнес предупредил, что повышение железнодорожных тарифов сдержит экспорт

15 января 2025, 08:00 311

Повышение тарифов на железнодорожные грузовые перевозки создаст дополнительное финансовое бремя для бизнеса и снизит конкурентоспособность железнодорожной логистики.

Об этом заявила Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) в обращении к премьер-министру Украины с просьбой не допустить индексации «Укрзализныцей» (УЗ) тарифов на 37%.

Специалисты отмечают, что последний раз перед этим УЗ повышала тарифы на грузовые перевозки в июне 2022 года, в результате чего стоимость транспортировки угля, руды и известняка выросла на 140%, металла — на 70%, зерновых — на 65%.

Компании-члены комитета по логистике ЕБА обеспокоены последствиями повышения тарифов для бизнеса. Высокая стоимость логистики остается одним из сдерживающих факторов для экспорта. По оценкам экспертов ассоциации, вследствие российской военной агрессии логистические расходы значительно выросли, в определенных отраслях — до 40% от себестоимости продукции. Вкупе со сложной ситуацией в энергетике и дефицитом персонала рост стоимости логистики значительно увеличивает расходы украинского бизнеса и ухудшает конкурентоспособность украинских товаров на международных рынках.

«Стоит отметить, что даже текущие тарифы превышают способности участников рынка, из-за чего предприятия вынуждены сокращать производство или переходить на перевозки автотранспортом. Это приводит к разрушению дорог и росту миллиардных расходов из бюджета на их ремонт», — объясняют специалисты.

К тому же из-за потери конкурентоспособности железнодорожной логистики УЗ теряет доходы. Согласно финансовой отчетности компании в открытом доступе, за 9 месяцев 2024 года компания получила прибыль в 1,6 млрд грн, тогда как за аналогичный период 2023 года прибыль составила 8,2 млрд грн. По мнению бизнеса, ситуация с финансовыми показателями УЗ демонстрирует необходимость срочного пересмотра ее расходной политики.

«Основные финансовые проблемы УЗ не связаны с грузовыми перевозками (которые, по информации компаний-членов ассоциации, были рентабельными на уровне 27% в 2023 году), а являются следствием ситуации с пассажирскими перевозками. По данным бизнеса, по итогам 2024 года убытки от пассажирских перевозок могут достичь 20 млрд грн. В условиях войны покрытие этих расходов из государственного бюджета нереально, впрочем, их можно уменьшить за счет оптимизации расходов и совершенствования системы оплаты за пригородные перевозки», — добавляют аналитики. Оптимизация расходов, повышение операционной эффективности и привлечение клиентов на железную дорогу через конкурентоспособную тарифную политику могут значительно улучшить ее финансовое состояние. По мнению экспертов ассоциации, вместо повышения тарифов, которое усилит финансовое давление на бизнес и приведет к сокращению объемов перевозок, важно сосредоточиться на поддержке экспорта. 

«Недопущение роста логистических расходов позволит удержать грузы на железной дороге, сохранить валютные поступления в бюджет и будет способствовать экономической стабильности», — подчеркивают в ЕБА.