Об изменениях в структуре украинского экспорта и достижениях лидеров АПК на мировых рынках рассказали специалисты отрасли в рамках спецпроекта LIGA.net.
По мнению экспертов, украинские аграрии смогли усилить свои экспортные позиции и сделать АПК локомотивом экономики благодаря продуктовым эмбарго со стороны России. Вследствие торговых войн производители продуктов питания были вынуждены искать новые рынки сбыта.
«С учетом того, что потребительский спрос на продукты питания более живой, чем на черные и цветные металлы, и найти новых покупателей проще, украинские экспортеры продукции АПК смогли довольно быстро диверсифицировать поставки и заменить потерянный рынок России и стран СНГ экспортом в страны Европы и Азии», — объясняет рост АПК эксперт аграрных рынков ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Дария Гриценко.
Согласно статистике, с 2012 до 2018 года общий экспорт товаров из Украины в среднем ежегодно проседал на 4,5%, в то время как экспорт продукции АПК ежегодно рос в среднем на 1,1%.
При этом специалисты отмечают, что львиную долю экспорта до сих пор формируют сырьевые товары, тогда как добавленная стоимость продуктов переработки — подсолнечного масла, мяса птицы — в разы выше, чем, например, у зерна.
«Сейчас основной статьей экспорта являются зерновые. По мере роста агросектора и при условии открытия рынка земли будет увеличиваться степень переработки и добавленной стоимости в отрасли. Это еще больше валютной выручки, новых рабочих мест и поступлений от налогов», — говорит заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.
Яблоновский подчеркивает, что аграрный экспорт — это экспорт с растущей добавленной стоимостью. Поэтому уже несколько лет крупнейшие агрохолдинги Украины идут по пути наращивания производства экспортной продукции с высокой добавленной стоимостью. В результате повышаются стандарты качества продуктов, развиваются смежные отрасли и обеспечивается приток иностранной валюты.
Так, за последние годы украинские производители подсолнечного масла сумели наладить экспорт более чем в 120 стран и выйти на 1 место в мире. Среди экспортеров-лидеров компании «Кернел-Трейд», «Каргилл», «Сантрейд», Мироновский завод по изготовлению круп и комбикормов (входит в Группу МХП), «Дельта Вилмар СНГ». Больше всего украинского масла потребляют в ЕС, Индии и Китае.
В то же время производители курятины совершили прорыв на мировые рынки, украинское мясо продается практически на всех континентах — от Нидерландов до Гонконга. Крупнейшими поставщиками курятины на внешние рынки являются лидер рынка агроиндустриальный холдинг МХП (поставляет 88% всей курятины на экспорт), а также компания «Птицекомплекс Днепровский», АПГ «Пан Курчак» и корпорация «Агро-Овен».
«В 2018 году экспорт продукции АПК обеспечил почти 40% валютной выручки Украины. Современные тенденции таковы, что несмотря на растущую долю перерабатывающей промышленности в ВВП, развитые страны продолжают развивать сельское хозяйство, инвестируя в его технологическую модернизацию», — говорит советник министра экономического развития и торговли Роксолана Пидласа.
Пидласа также отмечает, что по прогнозам ООН мировой спрос на еду до 2050 года может вырасти на 70%. Поэтому она уверена, что в будущем Украина сможет занять нишу глобального поставщика пищевой и агропродукции.