Предприятия розничной торговли и предприниматели обеспечивают 55% всех продаж на украинском рынке свежей плодоовощной продукции, оставшаяся часть — неорганизованная торговля.
Об этом рассказал аналитик аграрных рынков, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Панкратов по результатам исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией, пишет EastFruit.
При этом на сетевую розницу, по данным исследования, приходится лишь около 40% всей торговли свежими овощами и фруктами. Кроме того эксперты оценили объемы торговли продукцией на стихийных рынках в 35 млрд грн.
Как отметил Андрей Панкратов, лишь розница позволяет конвертировать усилия и затраты фермера в деньги. И именно розничная торговля овощами и фруктами формирует тенденции, которые напрямую влияют на бизнес овощеводов и садоводов. В исследовании плодоовощного ритейла Украины эксперты ФАО определили несколько интересных ключевых особенностей украинского рынка.
«Во-первых, около трети объема потребления свежих овощей и фруктов в Украине население выращивает самостоятельно. Такой вывод был сделан на основе анализа данных опроса домохозяйств, проводимого Госстатом Украины. В денежном выражении это около 54 млрд грн в год. Эта сумма фактически представляет собой потенциал роста розничной торговли овощами и фруктами Украины даже без повышения уровня доходов населения», — отмечает эксперт.
И хотя доля самообеспечения домохозяйств Украины овощами и фруктами сокращается, она остаётся на сегодняшний день, всё ещё, достаточно высокой. Чтобы реализовать этот потенциал, ритейлерам, по мнению Андрея Панкратова, нужно предложить потребителю такую продукцию и таким образом, чтобы у него не было необходимости и мотивации выращивать её самостоятельно.
«Ещё одна важная особенность в том, что неорганизованная торговля свежими фруктами и овощами составляет около половины всех розничных продаж. Речь идёт о продажах за наличные на стихийных рынках, а также и на стационарных рынках, которые ни в какой статистике не учитывается. Как правило, весь процесс: от закупки МТР для выращивания продукции, до оптовых и розничных продаж происходит за наличные средства.
И этот «наличный» сегмент плодоовощной торговли также продолжает сокращаться. Именно в 2020 году он впервые опустился ниже 50% и составил 45%. Около 55% продаж, соответственно, обеспечили предприятия розничной торговли и предприниматели на общей и упрощённой системе налогообложения», — констатируют эксперты.
Несмотря на позитивные тенденции, потенциал развития розничной торговли плодоовощной продукции остаётся достаточно высоким. Причём, в последнее время появился ещё один феномен – это онлайн продажи свежих фруктов, овощей, ягод и зелени. И сегмент онлайн продаж развивается сейчас значительно более высокими темпами, чем традиционные супермаркеты, подытожили аналитики.