Рынок Польши полностью покрывается за счет местных производителей, а вся ягода, которую покупают польские компании у украинских фермеров, впоследствии перепродается в другие страны с более высокой маржой.
Об этом рассказал директор по стратегии и развитию «Никдария» Евгений Харлан в интервью «Экономической правде».
Из-за этого и ряда других причин в «Никдарии» приняли стратегическое решение не экспортировать ягоды напрямую в Польшу.
«Во-первых, Польша имеет такую же сезонность ягоды, как и в Украине. Во-вторых, производство голубики в Польше превышает объемы потребления этой ягоды в стране. В-третьих, их производители имеют дотации от государства. Поэтому, если у кого-то из польских производителей есть запрос на покупку ягоды, это означает, что она будет перепродана в ЕС от польской компании. Соответственно, добавленную стоимость получит польский производитель», — говорит Харлан.
Кроме этого, Польша пытается различными способами создавать преграды для экспорта украинской продукции, используя не только юридические инструменты, но и формальные. Например, без объяснений затягивает пропуск грузовиков с ягодами, которые имеют непродолжительный срок хранения.
«В этом сезоне у нас было три машины с ягодами, которые около десяти дней стояли на польской границе. В конце концов их пропустили без замечаний к нашей продукции. Доходило до абсурдной ситуации, когда машины стояли между двумя границами, в рефрижераторах заканчивалось топливо, и мы вынуждены были искать людей, которые смогли бы принести топливо в канистрах», — объясняет специалист.
После этого случая компания больше не возит ягоды через Польшу.
Для справки: ООО «Никдария» (ТМ iBerry) входит в топ-5 ягодных хозяйств и является наиболее инновационно развитым хозяйством Украины. На территории более 160 га основную часть площади занимает голубика, также хозяйство на 15 га выращивает зеленую спаржу, жимолость, землянику и малину.