Made in Ukraine // Самые жирные факты об украинском подсолнечном масле

11 ноября 2016, 08:00 4171

Украина продает больше всего подсолнечного масла на планете, и это приносит нам больше прибыли, чем цифровые технологии. Лишь пятая часть масла остается в Украине — остальное покупает сотня стран, где его стоимость вырастает в разы — до 100 гривен литр! И лишь Made in Ukraine на новой этикетке скромно напоминает, кто произвел товар.

В 2015 году мы отправили на продажу около 4 млн тонн подсолнечного масла, а это 57% от всего рынка! 2016/17 маркетинговый год, судя по всему, снова будет рекордным — самым масляным в нашей истории. Ниже приведены 11 фактов о том, почему отрасль так важна для Украины.

1. На продаже масла Украина зарабатывает больше, чем на программировании или транзите газа

В 2014/15 МГ Украина экспортировала 3,87 млн тонн подсолнечного масла на $3 млрд, а украинские айтишники заработали лишь $2,5 млрд. Даже стоимость газа, который перетек по нашим трубам в ЕС, меньше, чем стоимость растекшегося по миру подсолнечного масла.  

2. Его покупают в 117 странах

По итогам прошлого маркетингового года, самыми большими покупателями стали Китай, Индия, Италия, Испания и страны Ближнего Востока.

3. Больше всего масло любят в Аргентине

В Украине потребляется всего 20% произведенного подсолнечного масла, остальное экспортируется в другие страны. Хотя мы — первые в мире по производству и экспорту продукта, главные потребители — аргентинцы. На каждого жителя этой страны приходится по 16,1 кг подсолнечного масла в год. А в Украине лишь 10,6 кг.

4. И производство будет только расти

В новом сезоне ожидается дефицит рапсового и пальмового масла, а производство соевого сократится. Поэтому еще больше отечественного подсолнечного отправится за границу. Поспособствует этому прирост объема переработки.

5. На экспорт масло отправляют в больших кораблях,  а в бутылки разливают уже на месте

Подсолнечное масло уходит на продажу из всех портов Украины, но в основном из «Южного», где в июле 2015 года открыли новый маслоэкстракционный завод. Разливают масло в бутылки уже в стране-покупательнице.

6.  Поэтому за границей стоимость масла достигает $4 за литр

В супермаркете Walmart во Флориде продают украинское подсолнечное масло по $3,98 за 1 литр (это 100 гривен!). Потому что там оно перестает быть сырьем — становится продуктом с добавленной стоимостью, разлитое в бутылки, с затратами на доставку и маркетинг.

И это при том, что сеть супермаркетов Walmart в Америке считается бюджетной, то есть там наиболее дешевые розничные цены.

7.  Прибыль от экспорта получают всего несколько собственников

Крупнейший экспортер масла — компания «Кернел». Владельцем агрохолдинга является Андрей Веревский, завсегдатай списков «Форбса» с состоянием в $667 млн в 2014 году. Затем следуют американская Cargill и украинская «Олияр», принадлежащая Ирине Зализной.

Лидерами производства нерафинированного подсолнечного за сентябрь-февраль 2015/16 МГ масла стали «Запорожский МЖК» и «Винницкий МЖК», которые принадлежат Дмитрию Серых. Рафинированное масло больше всего производят «Днепропетровский МЭЗ» и «Полтавский МЭЗ Кернел Групп».

8. Производство подсолнечного масла даёт работу 90 тысячам человек

9. Украинские семьи отказываются от масла домашнего производства в пользу рафинированного

Растительное масло в Украине используют 97-98% семей, 90% предпочитают подсолнечное. Его используют для жарки, заправки салатов и приготовления домашних майонезов или консервов.

Некоторые украинцы покупают натуральное нерафинированное масло желто-оранжевого цвета с приятным запахом. Однако большинство — 60%, и в основном это жители крупных городов — отдает предпочтение рафинированному маслу желтого цвета без вкуса и запаха. Потребление фабричного рафинированного подсолнечного масла с каждым годом растет, а доля масла домашнего производства снижается.

10. Чтобы произвести литр масла, нужно 14 подсолнечников

В 2015 году в нашей стране было произведено более 11 млн т семян, а это — почти 3 млн л подсолнечного масла.

11. Украина производит больше подсолнечного масла, чем оливкового во всех странах мира

А вот два самых главных факта, которые важно помнить всегда: Украина производит больше всех масла в мире, но получает от этого меньше прибыли, чем могла бы — потому что мы поставляем в другие страны сырье. Уже там его разливают в бутылки, конечно, иностранные, продают под чужими брендами, им делают промо, и иностранные компании получают большую прибыль. Даже если наши экспортеры увеличат поставки, существенно ситуацию это не изменит. О стране происхождения масла напоминает только мелкий шрифт на обороте этикетки, который почти никто не читает.


AgroPortal.ua по материалам BusinessViews