Престиж диплома
«Если набрал высокие баллы по ВНО, то нужно идти только в ведущие университеты, типа Могилянки или Шевченко», — говорит большинство родителей, дети которых набрали более 180 баллов. И неважно, что юристов или экономистов уже так много, что они перестали быть востребованными, а после получения диплома найти работу очень трудно.
Вместе с тем аграрный рынок Украины ежегодно совершенствуется: фермеры работают по технологиям точного земледелия, в городах строятся вертикальные теплицы, а корм для животных раздают роботы. Агросфера — это тот сектор экономики, где каждый день открываются новые возможности, где есть место для развития и самосовершенствования.
Согласно данным НМЦ «Агроосвита», количество студентов, обучающихся в аграрных вузах с 2010/11 учебного года, уменьшилось на 62%.
«Главными причинами уменьшения численности студентов в аграрных заведениях высшего образования является уменьшение численности выпускников школ, которое вызвано сложной демографической ситуацией, и введение внешнего независимого оценивания знаний студентов, что привело к уменьшению возможности поступления в ЗВО сельской молодежи, получающей низкий уровень знаний в местных школах, — рассказывает и.о. директора ГУ «НМЦ «Агроосвита» Татьяна Ищенко. — Большую роль сыграла отмена квоты приема сельской молодежи, которая обеспечивала льготный прием выпускникам сельских школ».
Среди других причин Татьяна Ищенко назвала также введение новых условий приема студентов общего конкурса на каждую специальность и коэффициента приоритетности, что стимулирует поступление в более престижные ЗВО, и возможность обучения за рубежом, ведь таким образом можно обойти ВНО.
В последние годы наиболее популярны среди абитуриентов такие специальности как ветеринарная медицина, лесное и садово-парковое хозяйство и агрономия.
«Были периоды, когда такие специальности как агрономия или зооинженерия не имели высокого рейтинга среди абитуриентов. Но в последние годы на агрономию идут сознательные и мотивированные студенты. В прошлом году 88% выпускников нашего факультета пошли работать по специальности, — рассказывает заведующая кафедрой растениеводства НУБиП Украины, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, член-корреспондент НААН, заслуженный деятель науки и техники Светлана Каленская. — Студенты уже после 3-го курса массово трудоустраиваются именно по специальности и учатся дальше по индивидуальному графику. Университет идет им навстречу, потому что понимаем, что учась на производстве, они получат больше практических навыков, чем в аудитории».
Агровузы не только для сельской молодежи
Многие студенты аграрных учебных заведений выбирают агро по рекомендациям родителей, которые годами работают в этой сфере, или же из-за того, что они выходцы из села: выросли в окружении полей, техники и скота. Однако, по данным НМЦ «Агроосвита», в прошлом году доля сельской молодежи среди общего количества студентов, обучающихся в агро на дневной форме, составила 46%, а на заочной — 36%, что свидетельствует о преобладании студентов в агровузах из городов.
«Средний балл на зачисление в НУБиП Украины студентов на специальность «Биотехнология и биоинженерия» составляет 189, «Ветеринарная медицина» — 183, «Менеджмент» — 186, «Агрономия» — 177, и ниже этих баллов в ЗВО не попасть. Именно поэтому при нашем университете есть подготовительное отделение, где преимущественно учатся дети из села», — рассказывает ректор НУБиП Украины Станислав Николаенко.
Но украинское аграрное образование должно значительно повысить свою привлекательность для студентов, в том числе и для иностранных. Поэтому в этом году на базе факультета аграрного менеджмента, при поддержке ведущих аграрных компаний, стартовала новая магистерская программа «Агрокебеты», которая призвана готовить универсальных специалистов, разбирающихся в агрономии, инженерии, управлении предприятием, животноводстве и основах ІТ-инноваций в агробизнесе.
«В Украине в последнее время мы слышим упреки со стороны работодателей относительно уровня подготовки современной молодежи в заведениях высшего образования. С другой стороны — педагоги также отмечают, что бизнес недостаточно привлекается к процессу подготовки современных студентов. И вот, наконец, в тесном сотрудничестве с аграрным бизнесом мы создали ту платформу, где действительно могут в синергии правильно сработать и бизнес, и образование. Проект «Агрокебеты» будет примером того, как может быть внедрена модель государственно-частного партнерства с реальным результатом подготовки специалистов с теми знаниями и компетенциями, которые необходимы сегодня современному аграрному бизнесу», — добавляет декан факультета аграрного менеджмента НУБиП Украины Анатолий Остапчук.
Светлые умы в агро
Внешнее независимое оценивание — это не приговор, не завершение жизни и не отсчет начала чего-то нового, лишь демонстрация освоенного за предыдущие годы обучения. Как показывает прошлогодний опыт, абитуриенты с высокими баллами ВНО выбирают и агро, причем сознательно и уверенно. В прошлом году в НУБиП Украины поступило около 70 абитуриентов-отличников согласно баллам ВНО. Редакция AgroPortal.ua узнавала лично у лучших студентов НУБиП Украины, почему они стали частью агро.
Владислав Богданец, студент агробиологического факультета (Ровенская обл.)
Конкурсный балл при поступлении — 200.
Агрономия — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, и я твердо убежден, что за ней будущее нашего государства. Я именно тот студент, который имел максимальный балл успеваемости. Хочу отметить, что подготовка к экзамену не должна осуществляться в последние месяцы. Необходимо сконцентрироваться и увеличить время, уделенное каждому предмету, за год до подготовки: по сути, мы еще с первого класса начали ее, а в 11-м — просто суммируем наши знания упорным трудом и получаем ожидаемый заслуженный результат.
Моя специальность на сегодняшний день претерпевает приоритетные технологические внедрения, и понимание агронома лет десять назад и сегодняшнего колеблется в двух несовместимых базисах. Именно поэтому аграрный сектор — это передовой фронт, который полностью должен воплотить наши ожидания, осталось только приложить к этому усилия и продемонстрировать сферу видения агронаучных горизонтов. Я вижу себя профессионалом в любимой сфере, а именно в области генетики, но пока мне хотелось бы обладать более широкими знаниями по почвам и земельным ресурсам Украины.
Игорь Ходаковский, студент факультета технологии производства и переработки продукции животноводства (Полтавская обл.)
Конкурсный балл при поступлении — 200.
Даже после прохождения ВНО я еще долго думал, в какой вуз мне все-таки поступать. Я советовался с друзьями, которые учились или еще учатся в этих вузах, каждый из которых по-своему хвалил родное учебное заведение, прислушивался к советам родителей и наконец, после того как сам еще раз все обдумал, решил поступить в НУБиП Украины. И этот выбор, пожалуй, был очевидным, потому что всю жизнь я провел в селе, поэтому аграрное дело мне близко. Далее встала задача выбрать специальность, которую я буду осваивать. Опять же было несколько вариантов. Или это факультет животноводства и водных биоресурсов, или агробиологический факультет. Но я никогда не видел себя агрономом, мне просто не нравится это дело. А вот работа с животными для меня более интересна, поэтому я и выбрал соответствующий факультет и специальность.
Больше всего мне хотелось бы работать в области скотоводства, а именно в сфере производства говядины. Я знаю, что сейчас скотоводство в нашей стране находится в упадке, но очень хотелось бы развивать эту отрасль.
Для того чтобы набрать высокие баллы, не нужно целыми днями и ночами сидеть и учить что-то. Нужно просто выбрать 3 или 4 предмета, по которым будете сдавать ВНО, выделить на каждый по 1-2 дня в неделю и уделять им примерно по 2 часа в день.
Анна Тымчий, студентка факультета защиты растений, биотехнологий и экологии (Волынская обл.)
Конкурсный балл при поступлении — 198,3.
Аграрный вуз открывает перед нами небывалые возможности. Учась под руководством передовых специалистов в аграрной сфере, каждый день мы перенимаем опыт. Преподаватели делятся с нами своими достижениями и знаниями, как усовершенствовать и обеспечить слаженную работу агросектора нашей страны. Я выбрала для себя специальность «Биотехнология и биоинженерия». Почему она? По последним тенденциям, биоинженерия приобретает все большую популярность, а главное — необходимость. Мы, биотехнологи, занимаемся решением многих проблем агросферы. К примеру, как идентифицировать и обезвредить вирус, который поражает посевы; как увеличить производительность агробиоценоза быстрыми, а главное — экологически безопасными методами; как освободить страну от энергозависимости и перейти к использованию биотоплива, которое дают нам наши «зеленые друзья» — растения, и т.п. Поэтому я считаю, что моя специальность актуальна и чрезвычайно важна для процветания нашей страны.
Я хочу заниматься производством биотоплива. Ведь вопрос перехода на альтернативные источники энергии в нашей стране является весьма актуальным и важным. Надеюсь, что мой вклад в агросферу принесет немало пользы и положительных сдвигов.
Ярослава Ищенко, студентка факультета ветеринарной медицины (Винницкая обл.)
Конкурсный балл при поступлении — 196,3.
Я считаю, что специальность «Ветеринарная медицина» — удачный выбор для будущих абитуриентов, поскольку она остается актуальной и востребованной в различных сельскохозяйственных предприятиях, клиниках, животноводческих хозяйствах и т.п.
Учась в НУБиП на факультете ветеринарной медицины, хочется сразу отметить высокий профессионализм преподавателей, доступность и актуальность материала, который они подают, а также прозрачность и открытость работы деканата, готовность его сотрудников помогать студентам и всесторонне способствовать как их обучению, так и культурно-массовой, спортивной жизни. Такая атмосфера является чрезвычайно благоприятной для дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности в пределах НУБиП. Поэтому пока собираюсь закончить аспирантуру и в дальнейшем пополнить состав одной из кафедр, чтобы пытаться в дальнейшем повышать рейтинг университета в стране и на международном уровне.
По моему мнению, перед тем как выбирать предметы для тестирования, нужно максимально определиться с желаемой будущей специальностью. Тогда гораздо легче ставить перед собой определенные цели и достигать их.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua