Решить эту дилемму может применения налога на вывод капитала или распределение прибыли, а резервом по балансированию бюджета являются налоги с собственности, считает эксперт гражданской платформы «Новая страна» Алексей Геращенко.
Налог на прибыль возник тогда, когда бизнес преимущественно ограничивался национальными границами. Сейчас же привязка бизнеса к конкретной стране стала довольно условной. Разработка продукта может находиться в одной стране, производство — в другой, центр дистрибуции — в третьей, расчеты — в четвертой.
Глобальная компания, которая формирует такую же глобальную финансовую отчетность, выбирает для отображения прибыли ту юрисдикцию, где налогообложение будет низким. На фоне украинских оффшорных скандалов мы не хотим признать, что крупнейшие компании мира действуют именно в таком формате.
Кто-то возразит: но украинские компании не столь глобальные, они имеют доход здесь, в Украине. Поэтому целесообразно поставить следующий вопрос: а что стимулирует компании демонстрировать свою доходность?
Этим стимулом является ориентация на общую стоимость бизнеса. Предприятие согласно уплатить налог на прибыль, чтобы официально отразить собственную прибыль, потому что оно представляет интерес для инвесторов и потенциальных покупателей бизнеса.
Эта модель хорошо работает, если продажа бизнеса или его частей является повседневным явлением, существует развитый фондовый рынок, акционерная форма собственности доминирует.
Наша же модель налогообложения прибыли — это копирование элемента, который более или менее работает в развитых странах в совокупности с другими элементами, в наши условия, где эти элементы отсутствуют.
Внутренняя логика налога на прибыль идеально вписывается в коррупционную модель работы Государственной фискальной службы. Рассмотрим упрощенный пример.
Есть доходы на уровне 110, а также расходы на уровне 100, поэтому прибыль на уровне 10 подлежит налогообложению. Что будет, когда налоговая не признает 10% расходов, признав эти операции якобы фиктивными? Прибыль до налогообложения вырастет вдвое.
Есть ли альтернатива морально устаревшему, коррупционному в украинских условиях налогу на прибыль? Опыт других стран показывает, что в Украине база налогообложения должна быть максимально простой в определении, а налоговик должен быть лишен права влиять на определение этой базы.
Может ли такое реформирование привести к потерям бюджета? Да, поскольку почти весь налог на прибыль, который собирается сейчас, является легализированной взяткой за право работать. Скажете завтра налоговикам, что сбор налога на прибыль должен составлять 25 млрд — они насобирают 25 млрд, скажете 100 — насобирают 100.
Яхты, земельные участки, недвижимость являются теми объектами, по которым проще определить корректную базу и куда направляются сверхприбыли.
AgroPortal.ua по материалам «Экономической правды»