Хочешь идти дальше? Узнай регион и менталитет участников

27 марта 2019, 08:12 2112

Продажи на внутреннем рынке в долгосрочной перспективе не смогут полностью обеспечить возможность производства плодоовощной продукции. Поэтому украинским производителям нужно наращивать экспорт. К тому же в ближайшее время правила будут ужесточаться за счет укрупнения торговых сетей и переработчиков.

Такое мнение высказал глава Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Федор Рыбалко.

«Среди основных проблем при выходе на новые рынки производителям важно понимать специфику торговли каждой страны, региона и менталитета участников. Очень часто случается, что бизнес в некоторых регионах контролируется представителями других диаспор. Поэтому не всегда то, что подходит потребителям, воспринимается импортерами.

Нужно также учитывать, что выход на рынок напрямую в розничные сети на первоначальном этапе очень затруднен, поскольку отношения между розничными сетями и поставщиками долгосрочные и складываются десятилетиями. Поэтому рынок нельзя взять «наскоком», нужно потратить время, чтобы изучить его», — отмечает Федор Рыбалко.

По его словам, производителям очень важно выходить со своей продукцией в страны, которые являются региональными хабами, например — в такие страны как ОАЭ, Малайзия.

«После того как производитель определяет, что есть экспортноориентированный продукт, рынок, покупатели, необходимо подумать над логистикой. В этом вопросе нельзя экономить, нужно брать максимально надежных операторов.

При экспорте также большим камнем преткновения является качество. Если есть сомнения в качестве продукции, нужно взвесить риски, возможно, есть смысл продать товар на внутреннем рынке, и это будет выгоднее», — рассказывает Федор Рыбалко и добавляет, что экспорт имеет определенное преимущество, ведь производитель получает по прямому контракту валюту и продает товар без НДС, но при этом затраты по выходу на рынки достаточно существенны.

Эксперт советует производителям обратить внимание на упаковку. Были случаи, когда производители получали заказы на продукцию, но не могли выполнить поставки вовремя из-за отсутствия упаковки.

Среди стран, на которые нужно ориентироваться украинским производителям в экспорте, Федор Рыбалко называет страны Скандинавии. Они привлекательны высокими ценами, и там не растет часть продукции, которую можно поставлять из Украины.

«Также достаточно интересным является рынок Румынии, объем которого составляет $20 млн. Но Украине в перспективе нужно наладить транспортный канал по воде для доставок в эту страну. Традиционно Украина будет продавать в Польшу, но это низкомаржинальный рынок для украинских производителей.

Есть лояльность к украинской продукции и нет пошлин в странах Прибалтики. Конечно же, стоит экспортировать в соседние страны — Беларусь, Молдову, страны Кавказа. Достаточно интересными являются рынки Словакии и Чехии.

Необходимо отметить, что Украина все больше будет выходить на рынок Великобритании и увеличивать объемы поставок, но прежде всего производителям нужно навести порядок в сертификации», — утверждает Федор Рыбалко.

Эксперт отмечает, что традиционные рынки сужаются, увеличивается количество конкурентов из других стран, в Украине отсутствует господдержка для экспортеров плодоовощной продукции, и в такой ситуации, по его мнению, даже большие компании с опытом имеют необходимость объединяться и консолидироваться.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua