Импорт — это маркер упущенных возможностей для украинского производителя

09 декабря 2019, 09:00 1717

В Украине увеличивается потребление овощей, фруктов и ягод, хотя цены на эту продукцию растут. При этом увеличивается импорт, хотя спрос могли бы покрывать отечественные фермеры.

Об этом заявила руководитель департамента «Маркетинг-аналитика» оптового рынка «Шувар» Татьяна Гетьман.

«Каждый год увеличивается импорт бананов и цитрусовых на 15-20% — это фрукты, которые дороже украинского яблока. Не нужно говорить, что украинцы бедные и не могут себе этого позволить, потому что это уже неправда. Спрос на «сезонную» продукцию растет в течение всего года вне сезона (ягоды, тепличные овощи)», — рассказала она.

Эксперт отметила, что среднестатистическая семья сегодня может себе позволить есть ягоды и свежие салаты в течение всего года. Меняется потребление, но этим, к сожалению, не пользуются украинские производители.

«Мы наблюдаем рост импорта продукции, которая может выращиваться в климатических условиях Украины», — подчеркнула она.

Татьяна Гетьман напомнила, что закрытие российского рынка в 2014 году было достаточно болезненным моментом для производителей. Открылся рынок Европы, но оказалось, что только ценой отечественные предприятия конкурировать не могут, тем более что украинские овощи не всегда проходили даже по цене на рынке Европы.

«Начался отток большого количества людей, которые профессионально на протяжении многих лет выращивали тепличную продукцию (Каменско-Днепровский район Запорожской области, Закарпатье). Сейчас мы видим противоположную тенденцию — люди начали возвращаться, так как цены на тепличные огурцы, томаты, перец постоянно растут. Учитывая, что 80% продукции продается у нас за кэш, не по контрактам, изменение в потреблении фермеры не смогли почувствовать сразу. Цены на овощи падали — фермеры сокращали площади под овощами. Поэтому последние 3 года цены на овощи росли», — пояснила она.

На фоне роста цен растет потребление продукции.

«Почти по всем видам продукции мы видим за последние 3 года прирост по объемам продаж. И в этой структуре есть не только отечественная продукция, но и импорт. Даже по землянике садовой в 2019 году, когда урожай ягоды был хорошим, мы увидели прирост объемов реализации. На фоне снижения производства увеличивается потребление овощей и фруктов», — добавила эксперт.

Татьяна Гетьман подчеркнула, что потребители хотят видеть на своем столе свежие овощи, ягоды и фрукты круглый год, и эту необходимость на сегодняшний день компенсируют импортеры. В странах-поставщиках цены ниже, и на этом зарабатывают импортеры.

«Украине нужно компенсировать уменьшение предложения от местного производителя (не уродило, сокращение производственных площадей). В Украине все хорошо с урожаем, но не хватает качественного продукта. В Украине достаточно овощей и фруктов, чтобы обеспечить внутренний рынок, но фермеры «сдерживают» продажи, и тогда внутреннее предложение растет за счет импорта. А выход на рынок «сдержанного» объема грозит обвалом цены, вследствие этого банкротятся трейдеры. Импорт — это маркер упущенных возможностей для отечественного производителя!» — отмечает Татьяна Гетьман.


AgroPortal.ua по материалам UHBDP