Насколько качествен и интересен сегодня заграничному потребителю украинский чеснок, сложно ли его выращивать, какой вклад наши аграрии могут сделать в мировой рынок чеснока и что нужно для того, чтобы пробраться в компанию крупнейших в мире производителей? Об этом AgroPortal.ua поговорил с руководителем и соучредителем компании «Патриот» Яном Мишкевичем.
Чеснок во спасение
В агробизнес Ян пришел из спорта. Спортивные черты характера и амбиции помогли титулованному гонщику ралли не сдаться при первых неудачах на аграрной «трассе».
В начале пути, 8 лет назад, обстоятельства вынуждали отказаться от идеи собственного аграрного бизнеса. Обстоятельства складывались не лучшим образом — выращивание овощей не давало ожидаемой прибыли. В определенный момент его дело в буквальном смысле спас чеснок…
«В первый же год отвели небольшой участок земли под чеснок. Но и с ним потерпели неудачу — купили у солидной компании некачественные семена. Не дали желаемого результата и два последующих года. Оказалось, что и качественный семенной материал, который мы приобрели, не дает гарантии хорошего урожая», — говорит Ян Мишкевич.
«Патриот» сегодня — одно из немногих предприятий в стране специализируется на промышленном производстве чеснока. К своему статусу компания шла через неудачи с семенами и набитые «шишки» на технологии до первого качественного урожая прошло 4 года. Наступив, по собственному утверждению, на все возможные грабли, увидели перспективу именно в чесночном сегменте.
Ждут ли украинский чеснок в Европе?
«Патриот» приглашают на национальные и международные аграрные и инвестиционные форумы. Руководители стали участниками Конгресса производителей чеснока в Испании и других событий европейского уровня, где познакомились с мировыми лидерами этой отрасли и их опытом. По словам Яна Мишкевича, европейцы не ставят перед собой цель покупать именно украинское.
«В Европе только начинают узнавать, что такое украинские продукты вообще. Как и на любом рынке, их интересует качество и цена. Это применимо и к чесноку»,— утверждает он.
По словам предпринимателя, сегодня весь мир потребляет два вида чеснока. Первый — дешевый из Китая. За ним закрепилась слава недоброкачественного, выращенного с несоблюдением некоторых норм. Второй — дорогой и качественный из Испании. В этой стране технология выращивания налажена столетиями, а чеснок растет повсеместно. Также существуют национальные сорта. Например, в Италии, Франции выращивают и чтут свой, особенный чеснок. Однако им все равно необходимо импортировать часть этого продукта.
Большой размер, красивая луковица, хороший вкус — всеми этими качествами испанского чеснока может обладать и украинский. Вместе с тем, наш чеснок производится гораздо дешевле. Ян Мишкевич поясняет, что в этой сфере невозможно обойтись без ручного труда в процессе выращивания и на послеуборочной стадии, каким бы высокотехнологичным ни было производство.
«Сегодня складывается впечатление, что трейдеры ищут альтернативу китайскому чесноку и компромисс дорогому европейскому, — рассказывает предприниматель. — Эту нишу может занять Украина. Конечно, у нас еще слишком маленькие объемы чтобы претендовать на какое-то место на этом рынке. Но это и есть наш потенциал и возможности для развития!»
В феврале 2016 г. руководители вернулись с одного из самых важных событий фруктово-овощного бизнеса — выставки Fruit Logistica, которая ежегодно проходит в Берлине.
«Радует, что нашу страну знают, наслышаны об агропотенциале и, в общем, готовы рассматривать долгосрочное сотрудничество, — говорит Ян. — Но, все же, украинскому бизнесу нужно активнее заявлять о себе и принимать участие в подобных «тусовках». Fruit Logistica, в частности, — это огромнейшая площадка для аграриев чтобы заявить о своем бизнесе, найти партнеров и попытаться развить свою деятельность. В этом году на выставке Украину представлял всего один стенд и это при том, что там было почти 3 тыс. экспонатов со всего мира. Мы за три дня едва успели пройти 2/3 выставки... Очень обидно, что от Украины не было национального стенда, который бы промотивировал наши возможности. Мы очень хотели занять место на таком стенде, но туда не набралось минимальное количество компаний и его отменили. На выставке царит дружеская атмосфера. Такой нетворкинг помогает завязать новые контакты — все-таки мероприятия посетили около 65 тыс. человек».
Особенности внутреннего рынка
Экспорт китайского чеснока в Европу составляет 60 тыс. т в год. Шестую часть от этого количества «съедает» Украина. Почему так происходит при собственном производстве на экспорт? Причина такого парадокса в неумении хранить урожай.
«Когда у нас осенью убирают урожай, все едят украинский чеснок и никому китайский не нужен, — рассказывает Ян. — Как только заканчивается консервация, вначале зимы украинский чеснок пропадает. Его оказывается мало. К тому же, часть идет на переработку (колбасные цеха, консервные заводы, производство специй и т.п.). Лучший чеснок идет на экспорт. Раньше экспортеры грузили в фуры и просто везли в Россию. Потом ввозили туда через Крым. Сейчас дорогу перекрыли. Если блокада не прекратится, осенью мы увидим огромное количество чеснока на внутреннем рынке. Простые производители не смогут легко продать свой урожай».
Тем ни менее, предприниматель уверен, что украинские аграрии могут работать и на закрытие внутренней потребности, и развивать экспортный потенциал украинского чеснока.
Опыт инвестиций
«Основная масса чеснока, 90%, в Украине производится в частном секторе — в хозяйствах до 1 га, — рассказывает Ян Мишкевич. — Крупных компаний, по типу, мало. Сказывается сложность с привлечением людских ресурсов, да и сам по себе чеснок — сложная культура. Чтобы получить продукт испанского качества, нужно ни один год пробыть в технологии. И такой технологией не каждый с Вами поделится».
Отшлифовав на собственном опыте процесс выращивания чеснока, «Патриот» решил не закрываться от других производителей и помогает желающим стать партнерами, внедряя бизнес-стратегию win-win.
«Мы поняли, что все то, что мы выращиваем, все равно лишь малая доля в украинском и, тем более, мировом производстве, — говорит соучредитель компании. — Поэтому решили объединять свой урожай с урожаями партнеров в одну качественную крупную партию. Для этого помогаем им садить, выращивать, собирать и обрабатывать культуру, сдаем в аренду технику, консультируем и помогаем практически, а главное, предлагаем сбыт. К слову, техника у чеснока узкоспециализированная: посадочные машины и комбайны производят французская фирма Erme и испанская JJBroch».
Плодородные почвы, качественный посадочный материал и географическое расположение позволяют Украине быть конкурентоспособной на чесночном рынке, уверен Ян Мишкевич. И резюмирует: производителям необходимо активно действовать в этом направлении и понимать, что это робота на перспективу — за месяц, полгода или год прорыв сделать не удастся.
Александр Ковальчук, AgroPortal.ua