Клуб агроэффективности: кубические арбузы и сердечные яблоки

09 января 2018, 06:26 7507

«В Украине реально развить интересный рынок вкусных овощей и фруктов оригинальной формы», — убежден донецкий переселенец Валерий Подольский. Он собственноручно вырастил первую партию кубических арбузов и выгодно продал их. Убежден: это не только бизнес, но и искусство.

Идея немного вмешаться в природу и помочь плодам показать себя по-новому пришла к Валерию... в музее, когда рассматривал творения Сальвадора Дали. Научился сам и готов показать другим, как именно конструировать овощи и фрукты разных причудливых форм.

Просто результаты

Фермер-партнер Валерия продал свои обычные арбузы по 6 тыс. грн/т, то есть по 6 грн/кг. Оригинальный арбуз-куб весом в среднем 10 кг стоит 330 грн. Его цена за рубежом — до €45.

Затраты на формы, уход и охрану окупаются за сезон, утверждает автор идеи.

Два образования и война

У Подольского два образования — программиста и агронома-фитопатолога. Хотя фитопатологию называет скорее своим хобби, поскольку это занятие для души, давнее увлечение.

«Я родом из небольшого поселка под Донецком, где невероятно красивая церковь», — рассказывает Валерий. Вырос в Донецке и стал программистом, окончив местный политехнический институт. Большинство его однокурсников разъехались по миру, потому что в 90-е таким специалистам в Украине работы не находилось. «Но теперь у меня много знакомств за рубежом», — улыбается Валерий.

Он остался в Украине и увлекся различными коммерческими проектами. Повезло с опытом работы в крупной международной аграрной компании, где занимался логистикой. До войны успел окончить бакалавриат НУБиП.

«Мне интересно создавать новые проекты и передавать другим людям, чтобы они получали с их помощью прибыли и удовольствие», — говорит Валерий.

Но в мае 2014-го Подольский закрыл свой бизнес, в июне уехал с семьей из Донецка. Какое-то время ждали, как и большинство, надеясь, что война ненадолго. А потом решили отнестись ко всему по-философски: это знак, чтобы все начать с нуля.

С чистого листа

Взял чистую тетрадь и начал думать о совершенно новом проекте. Параметры определил для себя сразу: он точно должен быть из аграрной отрасли, но не сугубо коммерческим, а с оттенком романтики. Так остановился на кубических арбузах.

Знал, что с этим экспериментировали японцы — для более удобной транспортировки арбузов. «На самом деле производство ягоды такой формы требует огромных затрат и труда. Логистическая выгода не делает погоды, — объясняет Валерий. — Однако этот вид деятельности приобретает черты искусства. В одной из японских провинций на нем специализируется целый кооператив фермеров, их продукция успешно раскупается. Мы проанализировали: на самом деле наши арбузы по многим показателям даже лучше азиатских. Следовательно, был смысл начать собственный эксперимент».

Собственная форма

Инженер и агроном Подольский приступил к работе в двух своих ипостасях. Подготовил чертежи специальных контейнеров из пищевого поликарбоната. Объездил Украину и нашел достойное черниговское предприятие, где изготовили первую тысячу нужных форм. «Настоящие профессионалы сразу оценили идею. Они очень внимательно следят за мировыми новинками, постоянно обновляют оборудование, технологические процессы. Да и настроение на производстве приятное — совместно работали с удовольствием».

Источник фото: из личного архива Валерия Подольского
Источник фото: из личного архива Валерия Подольского

В то же время Валерий «включил» в себе и агронома-консультанта, когда стал продумывать технологию довыращивания арбузов в специальных формах. Надо было учесть много параметров: качество почв, районированные сорта, возможную опасность из-за вредителей и болезней и пр.

В партнерстве с фермерами

На совместный практический эксперимент согласились два фермерских хозяйства Донетчины из региона, где традиционно выращивают арбузы. Одно — большое, разнопрофильное, специализирующееся на растениеводстве, садоводстве и овощах. А еще — фермер, который просто ежегодно берет в аренду поля под выращивание арбузов.

С погодой явно не повезло — такой жестокой засухи регион не переживал более 10 лет. Но все равно результатом остались довольны: «У нас получился кубический экологически правильный и, главное, очень вкусный арбуз», — гордится Подольский.

На определенном этапе развития в каждом хозяйстве по 400 отобранных арбузов с наибольшим потенциалом поместили в формы. С тех пор Валерий с 6 утра дежурил на участках, контролировал появление вредителей, делал постоянные замеры веса, плотности, далеко за полночь просиживал в лаборатории, за компьютером. Особо точных расчетов и оперативных действий требовали участки с органической продукцией.

Уберечь от чрезмерного солнца

Важно было уберечь ягоды от солнечных ожогов. Укрывать соломой неэффективно, потому что ее сдувает ветром. Применяли агроволокно с затемнением. Впоследствии возникла идея делать вместо белых полупрозрачные формы, которые отражают свет и через которые внутрь попадает только нужное для арбуза солнце. Кстати, жгучим оно было в 16-17 часов в августе и, к сожалению, пожгло часть урожая.

Источник фото: из личного архива Валерия Подольского
Источник фото: из личного архива Валерия Подольского

Опыты

Много потерь пришлось пережить и из-за опытов, но на это изобретатели шли сознательно. Воспринимали бахчу как демо-поле по отработке технологии, с полезными выводами на будущее. К примеру, зрелость арбуза, который уже заполнил необходимую форму, определяли взвешиванием. Незрелый арбуз — тяжелее, потому что содержит много воды, а когда происходит трансформация в сахара, становится легче. Соответственно, можно смоделировать всю систему в динамике. Программисту такое доступно (недаром же говорят, что многие открытия делаются на стыке разных профессий).

Смысл проекта Валерий Подольский видит в том, чтобы:

— убедить скептиков, что вкусные полноценные плоды оригинальной формы возможно, целесообразно и выгодно выращивать в Украине. Ведет переговоры в различных регионах (на Херсонщине единомышленников прошлом сезоне не нашел — фермеры, привычные к работе на больших плантациях и с огромными партиями, твердили, что проект Подольского просто нереальный);

— постепенно сформировать рынок таких продуктов. «Я не хочу чувствовать себя монополистом. Так скучно. Интересно, когда существует здоровая конкуренция, стимулы и увлекательное развитие. Кто быстрее усвоит технологию, тот быстрее освоит рынок. С расширением рынка сможем снижать цены».

Реализация

Когда стало очевидным, что все получается, арбузы вот-вот созреют, Валерий объехал рынки соседних Днепра, Харькова. Продавцы охотно согласились принять такой неожиданный товар на реализацию. Новость о предпринимателе-оригинале быстро распространилась. И как-то голос в трубке предложил выкупить всю партию арбузов. Валерий извинился перед торговцами, пообещал свой товар на следующий год и сдал выращенное оптом.

Как оказалось, его диковинная ягода украсила серию свадеб, пора которых как раз пришла. Организаторы празднований охотно и заранее договариваются о креативном продукте, которым удивляют молодоженов и их гостей.

Разный бизнес

Свою фирму Валерий Подольский назвал «Ателье Cubo Blanco». Подчеркивает: именно АТЕЛЬЕ, потому что создает различные индивидуальные бизнес-решения вокруг одной идеи.

Источник фото: из личного архива Валерия Подольского
Источник фото: из личного архива Валерия Подольского

1. Продают оригинальные формы для довыращивания фруктов и овощей, при этом делятся с клиентами уже опробованной технологией. Сейчас, кроме арбузов, делают формы для яблок, огурцов. Постоянно совершенствуют конструкции, например, вместо болтов придумали новое крепление с зип-полосками. Формы можно использовать до 30 раз. Их легко мыть и хранить.

2. Просто сдают формы в аренду.

3. Или же, как в нынешнем сезоне, сотрудничают с фермерами, которые специализируются на арбузах. Партнер выращивает продукт до определенной кондиции, а Cubo Blanco, по договоренности, приходит на участок на последнем этапе и тогда уже сам довыращивает и занимается сборкой и сбытом.

Нестандарт и немного счастья

Среди своих потенциальных коллег Подольский видит и овощеводов-тепличников, садоводов и заядлых дачников. На недавней выставке «АгроКомплекс» завел несколько полезных знакомств.

Уверен, проект будет развиваться: «Всегда вспоминаю глаза своей дочери, когда она чем-то приятно удивлялась. Мне радостно наблюдать такие же восхищенные лица людей, которые видят мой продукт. Представляю, как вместо банальных «валентинок» 14 февраля влюбленные дарят друг другу вкуснейшие яблоки в форме сердечек. Или же мамочки режут огурчики на салатик или бутерброд школьнику не простой формы, а «сердечной». Надеюсь с помощью такого нестандарта дарить минуты радости и счастья. Говорят, нынешнее поколение уже ничем не удивишь. Попробуем».