Китайский чеснок, египетская картошка и турецкие фрукты — вот далеко не полный перечень продуктов, которые продаются в любом супермаркете страны. Ритейлеры продолжают заменять традиционные для Украины продукты импортными аналогами, которые как на картинке. Тем временем, отечественные продукты или стоят дороже, или их нет в наличии вообще. Хотя, казалось бы, сезон.
От спада к росту производства
По данным аналитической платформы Shuvar-info, производство большинства основных видов овощей за сезон 2016/2017 гг. заметно снизилось. Так, в 2017 г. баклажанов было произведено 79,8 тыс. тонн — спад на 11,2%; кабачков — 543 тыс. тонн (-8,84%); огурцов открытого грунта — 626 тыс. тонн (-7%); морковки — 839 тыс. тонн (-4,3%).
Руководитель департамента аналитики ОРСП «Шувар» Татьяна Гетьман объясняет такой спад производства сокращением посевных площадей под овощами. Это реакция фермеров на сокращение спроса на данную продукцию на протяжении последних 3-4 лет.
«В сезоне 2018 года произошло очередное сокращение посевных площадей. Роль сыграли и климатические неблагоприятные условия, к тому-же на полях была низкая урожайность. Исходя из этого получили один из худших урожаев борщевого набора за последние 10 лет», — сообщила аналитик.
Лук становиться деликатесом
Настоящий фурор сезона — поднятие цен на, казалось бы, банальный для Украины лук. И если раньше цены не подымались выше 15 грн/кг, то сегодня на прилавках выставляют лук за 40 грн/кг. Аналитики сходятся во мнении, что из-за неблагоприятной погоды и низкой урожайности этого сезона валовой сбор лука оказался самым низким за последние 10 лет.
Заведующая отделом ценообразования и аграрного рынка ННЦ «Институт аграрной экономики» д.э.н. Ольга Боднар сообщает, что существенные темпы роста цен на рынках капусты и лука обусловлены значительным снижением предложения на рынке через низкий уровень урожая текущего маркетингового года. «Следует отметить, что подавляющее большинство — около 85-90% — валового сбора лука и моркови выращивается в хозяйствах населения. Они в большинстве случаев не имеют специального оборудования и складских помещений — холодильные, газовые камеры хранения и т.д. — для хранения продукции в течение года без ухудшения ее качества. Потери товара от ненадлежащих условий хранения вызвали уменьшение общего предложения на рынке, что и обусловило рост цен», — сообщает доктор экономических наук.
Обычно, когда такое случалось, Украина начинала импортировать такую продукцию из соседних стран — ЕС, главным поставщиком всегда была Польша. Но в этом году и в Польше, как и в других европейских регионах урожай выдался, мягко говоря, не очень. Соответственно, Украина не может компенсировать нехватку предложения на рынке собственной продукции дешевым импортом, что и привело к стремительному росту цен. Например, предложений по старому урожаю, собранному ранее в сезоне, уже можно встретить крайне редко.
Из-за крайне скудного урожая во всем европейском регионе, основным поставщиком на данный момент стали страны Средней Азии. Стоимость лука формируется за счет дороговизны импорта из далеких Казахстана и Узбекистана.
Валютные цены
По данным ННЦ «Институт аграрной экономики», в апреле 2019 среди овощей борщового набора наиболее существенно выросла цена на капусту и лук. Ценовая динамика по другим видам овощей имеет умеренный рост. Средняя по Украине цена на картофель на продовольственных рынках в апреле 2019 составляла 9,7 грн за 1 кг, что на 15% выше по сравнению с январем этого года и соответствует ценовом росту в этот же период прошлого года. На морковь цена составила в среднем 15,8 грн за 1 кг, а на свеклу — 14,5 грн за 1 кг. Ценовой рост на эти корнеплоды в течение 2019 составил 20-27%, тогда как в январе–апреле 2018 — 40-50%. По сравнению с апрелем 2018 цены на эти виды овощей выросли на 40-45%. По овощам закрытого грунта — томатам и огурцам, по состоянию на апрель 2019 сезонное снижение цен еще не началось. Их цена осталась практически на уровне начала года — 57 и 55 грн за 1 кг соответственно в среднем по Украине.
Заведующая отделом ценообразования и аграрного рынка ННЦ «Институт аграрной экономики» д.э.н. Ольга Боднар отмечает, что для большинства видов овощей ценовая динамика имеет традиционное сезонное повышение, что характерно для каждого года в Украине и находится в пределах прошлых лет.
По мнению разработчика FreshBot Максима Кулика, цены на плодоовощную продукцию растут на волне неурожайности. «По большому счету, цены абсолютно необоснованные, так как импорт, поставляемый в Украину, на порядок дешевле, а переплачивать в 3-4 раза больше за отечественную продукцию нет оснований», — уверен эксперт. Он добавил, что овощи борщового набора уже поставили ценовой рекорд — все по доллару, исходя из 1 кг каждого овоща.
По данным East-Fruit, вслед за луком, повысились цена на картофель прошлогоднего урожая. Если на предыдущей неделе оптовым компаниям все еще удавалось сдерживать рост цен путем импорта прошлогодней продукции из Беларуси, то теперь и этого фактора оказалось недостаточно, и средняя цена достигла показателя в $0,45/кг. Цены на морковь урожая 2018 года на украинском рынке взлетели на 27% до $0,72/кг.
Но такие цены будут не всегда. Максим Кулик спешит успокоить, что свежий урожай имеет все шансы «приземлить» цены на старую продукцию. «Цены на молодую капусту и лук уже дешевле, чем прошлогодний урожай. В ближайшее время стоит ожидать привычных глазу цен», — подчеркивает аналитик. По данным Shuvar-info, за последнюю неделю апреля цены на раннюю свеклу в Украине снизились на 14%, стоимость раннего лука уменьшилась на 7%, ранний картофель подешевел почти на 40%, а ранняя капуста вообще упала в цене более чем в 2 раза.
Почему так получилось?
Нельзя сказать однозначно, негативное ли явление повышение цен на плодоовощную продукцию. Если цены повышаются, это выгодно производителям, если идут вниз — потребителям.
В этот период на рынке обычно доминирует импортная продукция, поскольку украинские фермеры не имеют инфраструктуры и складов для длительного хранения овощей. Продукцию импортируют аж до появления на рынке собственных овощей, например, чеснока, где-то в средине лета.
Если не брать к сведению погодный фактор, большинство фермеров не надеялись на любые изменения до конца сезона. Поэтому, лишились большинства урожая еще в первой половине. Значительный объем производители вынуждены были продать до конца апреля, поскольку потенциал хранения был относительно низким.
При этом, нельзя говорить, что импорт овощей захлеснул рынок. По данным ННЦ «Институт аграрной экономики», импорт моркови, капусты составляет около 0,6-1% от внутреннего валового сбора этой продукции, картофеля — менее 0,1%. Объемы импорта лука занимают лишь 1-2% от внутреннего потребления данного вида продукции, то есть его влияние на динамику внутренних цен незначительно.
Чуть больше доля импортной продукции на рынке томатов и огурцов: она составляет 1,3-2,4% от объема валового сбора.
Европейский кейс
Если в украинских торговых сетях цены и присутствие импорта зависят напрямую от производственной способности и наличия самих товаров на складах, то в европейских странах организация торговли продуктами питания несколько другая.
Крупные продуктовые ритейлеры, в основном, движимы конкуренцией между собой. Они конкурируют, главным образом, по ценам, сетям продаж и доверию потребителей, которые, среди прочего, требуют от них соблюдения своих стандартов качества продуктов питания. Часто поддерживаются инициативы местного снабжения продуктов питания. Делается это для того, чтобы сократить затраты на логистику, а также для поддержки местных производителей.
С 2007 года сеть супермаркетов в Великобритании ASDA начала работать с около 300 местными фермерами, которые поставляли в магазины около 3500 видов локальных продуктов. Это сыграло на руку и фермерам, которые поставляли продукты напрямую в сети, не прибегая к услугам дистрибьюторов. Еще один плюс тут — всегда свежие продукты на полках, и сокращение выкидов в атмосферу при логистике. Еще одна крупная сеть в Англии Morrisons последовала тренду и стала поставлять сезонные овощи, как брокколи, цветную капусту и морковь от местных фермеров. Другие овощи, такие как лук, грибы и картофель, на 90% также идут от фермерских хозяйств в сезон.
Следуя предпочтениям потребителей к более здоровой продукции, супермаркет Unicoop в Италии сотрудничает с Агентством по исследованиям и инновациям в сельском и лесном хозяйстве (ARSIA), которое собирает средства для стимулировать продажи продуктов питания местного происхождения. Около 18,2% ассортимента продуктов в Unicoop Firenze доставляется локально из региона Тоскана.
Шведские супермаркеты COOP проводили кампанию в сотрудничестве с Ассоциацией шведских производителей свинины для продвижения продаж свинины местного производства. Целью кампании было информирование потребителей о высоком качестве шведской свинины и производственных процессах.
Наталия Ключникова, AgroPortal.ua