Об этом говорится в сообщении Ассоциации производителей молока (АПМ).
«И хотя тенденцию можно назвать достаточно условным, ведь первый месяц года традиционно укороченный и с пониженной активностью из-за сезонных праздника, однако в таких условиях вырисовывается предыдущий прогноз, согласно которому до конца года сальдо внешней торговли вряд ли перейдет в положительную диапазон», — сообщает главный аналитик АПМ Владимир Андриец.
Условный позитив (особенности января для торговли — не может адекватно отражать общую ситуацию) — замедление роста импорта, объемы которого в первом месяце составили 5,9 тыс. т на общую сумму $19,6 млн. Это на 1,6% меньше, чем в прошлом году.
«Тем не менее, уже сейчас просматриваются будущие лидеры роста импортных поставок: группа молока и сливок сгущенных, которая уже сейчас имеет трехзначные величины наращивания: +105%, до 470 т, а в денежном выражении еще больше — +125% с общей суммой $1,14 млн.
Активный старт взяла группа кисломолочных продуктов, которая растет более чем на 30%, до 734 т. Неясна ситуация в торговле молоком и сливками несгущенными, ведь в натуральных величинах здесь продолжается рост на уровне 13%, а в денежных показателях существенное падение — на 26%. Скорее всего, это обусловлено значительными скидками закупочных цен в посленовогодний период, в связи с малыми сроками хранения продукции этой группы и это явление, конечно, является временным», — отмечает эксперт.
Продолжается наращивание импорта сыров, причем в денежном выражении оно является более значимо — +8,4% ($13,4 млн), чем в натуральном — + 0,6% (2,8 тыс. т). Несмотря на то, что доля физических объемов импорта сыров составляет 47%, рост даже на 0,6% означает +17 т продукта на рынке за месяц, и эта цифра, скорее, будет увеличиваться в течение года.
«По другим группам товаров отмечаются нули и даже минусы, что в части импорта продукции воспринимается даже необычно. Так, масла завезено на 42,5% меньше (585 т), сыворотки — на 24,7% (310 т), казеина — на 92% меньше (2,8 т), а мороженого — на уровне января прошлого года — 23,5 т). Вместе с тем, это лишь особенности января, и это, безусловно, краткосрочное явление, особенно учитывая дефицит сырья, который в текущем году будет усиливаться», — прогнозирует эксперт.
Владимир Андриец также отмечает, что внешняя торговля в разрезе экспортной активности, в настоящее время, выглядит не так плохо, а с учетом динамики предыдущих лет, даже в некотором плане положительно.
«Сейчас Украина экспортировала 6,8 тыс. т молочной продукции, что на 5,1% меньше, чем в прошлом году, хотя в денежном эквиваленте падение составило 0,3% (до $12,9 млн). В общем, основные експорториентированные группы товаров, кроме масла, демонстрируют неплохое начало», — считает он.
Так, экспорт группы сухого и сгущенного молока вырос на 20%, до 1,9 тыс. т, сыворотки — на 9,5% до 1,9 тыс. т. Сыры на старте показали наращивание в пределах 20%, до 410 тыс. т и, возможно в текущем году будут демонстрировать восходящий тренд, который сложился еще во второй половине прошлого года.
Наибольшие темпы наращивания сейчас показывает экспорт мороженого, который сейчас составляет 67% по сравнению с прошлогодним январем.
Среди потерь экспортных позиций, крупнейшие отмечаются в группе молока и сливок несгущенных, что составило минус 45%, до 1,1 тыс. т. Значительно менее падение испытывают молочные продукты из групп масла сливочного — минус 8,3%, кисломолочных продуктов — минус 6,8% и казеина — минус 1,6%.
«Вместе с тем, денежная выручка от торговли казеином показывает рост в пределах 5% и она, скорее, будет поддерживать восходящий тренд в течение года. Будущее для экспорта масла может выглядеть перспективным, учитывая, что мировые цены начали активно расти и цена украинского продукта выглядит достаточно конкурентной, однако здесь есть мощный противодействующий фактор — дефицит масла на внутреннем рынке, который начал формироваться в конце прошлого года. При этом, несмотря на дефицит сырья, существенного наращивания экспорта масла в текущем году ожидать не следует», — подытожил Андриец.