В настоящее время 500 тыс. т подсолнечного масла остаются заблокированными на заводах и в портах. При этом продолжает производиться 200-250 тыс. т подсолнечного масла в месяц.
Об этом во время пресс-конференции «Проблемы экспорта агропродукции железнодорожным транспортом» сообщил генеральный директор ассоциации «Укролияпром» Степан Капшук.
«С начала войны массово, в тысячу раз, вырос экспорт подсолнечника, и это тоже правильно, но я всегда говорил, что подсолнечник в мире не экспортируется. И как только Украина начала его экспортировать, цена с 20 тыс. грн съехала до 9 тыс. грн за тонну. В июне вывезено 500 тыс. т подсолнечника, который мы могли бы переработать. У нас есть такая возможность, наши заводы находятся на неоккупированных территориях, но из-за отсутствия возможности реализовать продукцию они простаивают, и это настораживает», — отмечает Степан Капшук.
По его словам, за 27 дней удалось отправить на экспорт по железной дороге лишь 82 тыс. т подсолнечного масла и 52 тыс. т шрота. Учитывая, что каждый третий доллар в АПК приносит именно подсолнечное масло, объем экспорта очень мал. Раньше подсолнечное масло экспортировалось в Индию, Китай. Почти 50% украинского шрота уходило в Китай. Последний маршрут из 43 вагонов одной компании так и не удалось отгрузить.
«Я был очень удивлен, когда «Укрзализныця» показала в разрезе грузов, что они отправляют зерно, цемент, руду — все что угодно. А где же подсолнечное масло? А оказывается, его нет», — комментирует Степан Капшук.
Не менее проблематичным остается вопрос шрота. По словам эксперта, он не востребован в Украине, хотя это белковый корм, который можно использовать для откорма животных. Сегодня его просто утилизируют.
Татьяна Ярмоленко, AgroPortal.ua