Реальный максимум для перевозки всех грузов железнодорожным транспортом составляет 3,5 млн т в месяц. Согласно статистике за май, 54% от этого объема составила железная руда, а продукции сельского хозяйства и продуктов переработки было экспортировано в объеме всего 750 тыс. т, что составляет около 20% общего грузопотока.
Об этом сообщил генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Роман Сластен во время пресс-конференции «Проблемы экспорта агропродукции железнодорожным транспортом».
«С начала войны полностью разрушились цепочки поставок сельскохозяйственной продукции. До войны Украина экспортировала 5-6 млн т в месяц, и почти весь объем шел через порты, которые сейчас заблокированы. Сельхозпроизводителям пришлось отстраивать новую логистику, где железнодорожные перевозки играют решающую роль в поставке продовольствия в другие страны через западные границы и европейские порты. Динамика перевозок начинает пробуксовывать, перевозимые железнодорожными путями объемы не имеют динамики. Без дополнительных шагов, открытия новых переходов или изменения подхода увеличить эту возможность нереально», — отмечает Роман Сластен.
По его словам, грузы сегодня конкурируют между собой за способность по железной дороге добраться до европейских портов, за пропускную способность и вагоны.
При необходимом объеме экспорта для аграрной отрасли в 5 млн т в месяц на сегодняшний день аграрии имеют лишь 14% от потребности.
Он добавляет, что зерно в вагонах простаивает в очередях на вывоз по несколько месяцев и начинает портиться. При этом в Украине на хранении находится около 20 млн т зерна и масличных культур, которые должны быть экспортированы, и если их вовремя не вывезти, также потеряем этот объем.
«Необходимо выстроить государственную логику относительно определенной приоритетности экспорта грузов с большей добавленной стоимостью. Надеемся, будет наработан сбалансированный механизм вывоза аграрных грузов. Что касается лимитирования объемов, то это не новая практика, еще с начала апреля были наработаны предложения по каждому пункту перехода, в разрезе каждого груза. Но, к сожалению, к этому времени данный подход не был принят», — отмечает Роман Сластен.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua