Названы решения для преодоления продовольственного кризиса

30 июня 2022, 08:00 1291

Поднятие тарифов на перевозку зерна уже произошло в прошлом году на 30%. При этом «Укрзализныця» так и оставила разные тарифы для разных грузов. Убыточность перевозки грузов с низкой стоимостью перекрывалась из кармана аграриев. Очередное повышение тарифов еще на 70% уничтожит агросектор.

Об этом сообщил заместитель председателя ОС «Всеукраинская аграрная рада» Денис Марчук во время пресс-конференции «Проблемы экспорта агропродукции железнодорожным транспортом».

«Сегодня средние цены на зерновые достигают 4-7 тыс. грн/т, возможно, за границей они выше, но эту разницу съедает логистика. Если раньше затраты на логистику составляли $20 на 1 т, то сейчас — более $100. Это большие затраты для сельхозпроизводителя. К тому же, сейчас аграрии, чтобы освободить элеваторы перед сбором озимых и иметь оборотные средства для проведения уборочной кампании, вынуждены продавать зерно по себестоимости или даже в убыток. Поэтому в этих условиях говорить о повышении тарифов на 70% — это фактически говорить о том, что мы похороним аграрную отрасль. Аграрии вынуждены будут прекратить хозяйственную деятельность», — отмечает Денис Марчук.

Он добавляет, что из-за войны произошло сокращение посевных площадей на 25-30%, и если продолжится такая экономическая политика в отношении аграриев, то осенью в посевную кампанию войдем с сокращением еще на 30%.

Денис Марчук, заместитель председателя ОС «Всеукраинская аграрная рада»

«Если и дальше будет проводиться такая тарифная политика со стороны «Укрзализныци», это приведет к тому, что количество населения в мире, страдающего от голода из-за нехватки украинской продукции, будет расти. Во время войны нужно думать не о том, как заработать, а об ответственных миссиях, которые перед нами и страной стоят сегодня. Ведь железом люди не будут сыты, они нуждаются в зерновых и хлебе».

В профильных организациях отмечают, что решение проблем с экспортом зависит не только от «Укрзализныци», но и от правительства и министерств. По мнению представителей аграрного сектора, в первую очередь нужно:

  • приоритизировать экспорт агропродукции: провести лимитирование объемов сдачи поездов/вагонов через пограничные переходы региональных филиалов АО «Укрзализныця» в разрезе номенклатуры грузов, отдавать приоритет грузам с большей добавленной стоимостью, которые могут принести стране большие валютные поступления;
  • прекратить проведение «Укрзализныцей» аукционов на пользование вагонами-зерновозами при созданном дефиците;
  • отозвать намерение через приказ Мининфраструктуры поднять тарифы на грузовые перевозки на 70%;
  • провести внедрение ответственного планирования и осуществления железнодорожных грузовых перевозок: прекратить грузить больше, чем может поглотить транспортная система, параллельно введя систему электронной очереди.

Людмила Лебедь, AgroPortal.ua