Украинским экспортерам агропродукции нужно искать альтернативные рынки сбыта, поскольку размер установленных ЕС ограничений существенно меньше, чем физическая возможность выращивать сельхозкультуры в Украине.
Об этом в телеэфире заявил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Тарас Высоцкий.
Он отметил, что в ЕС планируют ввести новый механизм ограничений на украинскую агропродукцию, который предусматривает принятие в течение 14 дней решения о прекращении импорта определенной продукции. Этот механизм абсолютно новый в истории торговых отношений — это «не классические квоты или ограничения». Поэтому, будет он применен на практике или нет, покажет время. Однако такая опция разработана, и ею могут в ЕС воспользоваться.
Высоцкий отметил, что украинские производители, не ожидая введения ограничений, уже начали активно расширять географию экспорта. Пример — экспорт сахара.
«Действительно, сахар есть в перечне, где могут быть введены ограничения после достижения квоты. По расчетам, это около 260 тыс. т. Когда мы посмотрим, например, на экспорт сахара в прошлом году, абсолютное большинство, 90%+, экспортировалось в Европейский Союз. Уже в марте этого года более 20% экспортировалось в другие страны — Ближний Восток, Африку. В первой декаде апреля 2024 года 40% сахара, произведенного в прошлом сезоне, Украина экспортировала в других направлениях. Опять же, на Ближний Восток и в Африку», — рассказал он.
Высоцкий отметил, что в дискуссии с европейскими аграрными министрами неоднократно упоминалась пшеница, однако в окончательный список она включена не была. При этом Европейский Союз принял решение мониторить и постоянно анализировать объемы ее поставок. Под этот контроль также попадет украинская кукуруза.
«Кукуруза есть в ограниченных квотах, но стоит отметить, что фактически это ограничение не является критическим, поскольку мы кукурузу можем экспортировать и больше, учитывая те правила, которые есть вне квот», — добавил замминистра.
Высоцкий отметил, что до лета есть время, за которое экспортерам стоит диверсифицировать свои рынки сбыта.