Мнение: Производителям картофеля интересен экспорт и крупные торговые сети

06 декабря 2018, 12:24 1608

Экспорт, развитие переработки и упаковки для сетей станут основными драйверами, которые будут определять развитие украинской картофельной отрасли в течение следующих 5 лет.

Такое мнение высказал директор компании «Агрико Украина» Николай Гордийчук, сообщает EastFruite.

Он отметил, что рынок свежего картофеля по сравнению с продукцией переработки, является крупнейшим по объемам, но это тот рынок, который испытал на себе все экономические и политические факторы последнего времени.

«С 2014 года товарооборот картофеля упал фактически в три раза. Сегодня объем рынка — примерно 950 млн грн, что торгуются между фермерами и сетями. Конечно, это немного, но это как раз тот объем, о котором мы сегодня можем говорить. В то же время, на сегодняшний день этот рынок начинает расти. Сети стали покупать больше картофеля и просить продукт высшего качества», — рассказал Гордийчук.

Он отметил, что на сегодняшний день на рынке присутствуют 4 основных производителя и 5 основных торговых марок (ТМ «Овочиста», ТМ «Ваші овочі», ТМ «Славянка», ТМ «Матуся Потуся», ТМ «Петриківські овочі»).

«Коммерческий рынок в Украине незначителен. Неэффективная дистрибуция, неориентированная на спрос, а также отсутствие коммуникации и кооперации вместе с ручной работой в хозяйствах, низкой урожайностью (около 27-30 т/га) и, как следствие, высокие затраты на производство негативно отражаются на развитии отрасли», — проинформировал Гордийчук.

В то же время, он отметил, что перспективы развития рынка столового картофеля заключаются в работе с сетями, ведь сегодня здесь продается примерно 10% от общего количества картофеля, производимого профессиональными хозяйствами.

«В количественном выражении речь идет о 200-250 тыс. т картофеля в год. В дальнейшем сети будут только увеличивать свою долю на рынке и им нужны мощные партнеры, которые могут предложить большие объемы картофеля, равномерно его поставлять в течение года и предоставлять упакованный и отсортированный продукт. Какие возможности у фермеров мы сегодня видим? Безусловно, это формирование общих больших объемов картофеля и добавление цены продукта через упаковку, или дополнительную сортировку», — рассказал директор «Агрико Украина».

Он также отметил, что на внешние рынки были осуществлены поставки 13,740 тыс. т продукта на общую сумму $2,33 млн. При этом, почти весь объем был экспортирован в Молдову — 10, 330 тыс. т на сумму $1,76 млн. Еще 2,92 тыс. т на $497 тыс. были поставлены в Беларусь и 317 тонн на $54 тыс. — в Грузию.

«В целом цены на картофель у наших соседей в этом сезоне существенно выше, чем в Украине. Так килограмм картофеля в Грузии в среднем стоит $0,27, а в Молдове — $0,22», — рассказал специалист.