Начиная с 2012 года, когда для сайта Forbes.com тексты начал создавать робот (под текстами стояла подпись Narrative Science — технология автоматического написания новостей), специалисты в сфере массовых коммуникаций заговорили о роботизации медиа.
Эти процессы не могли не повлиять на рынок труда в сфере массовых коммуникаций и медиа. Ощутимо это отобразилось, например, на требованиях, которые сегодня начали выдвигать работодатели к журналистам.
О том, что журналист должен быть универсальным, разговоры ведутся уже достаточно давно. Но если раньше под понятием «универсальности» имели в виду умение написать текст (не только журналист, но и сам себе редактор), работу на камеру и за микрофоном в радиорубке, то сегодня ситуация немного изменилась.
Сегодня, все чаще в вакансиях для журналистов работодатель выдвигает следующие условия к умениям и навыкам соискателей:
- уверенное пользование офисным ПО: MS Word, MS Outlook, Internet Explorer, MS Excel, MS Power Point;
- умение пользоваться техникой (диктофон, фотоаппарат, камера);
- базовые знания графических редакторов и редакторов обработки фото (Adobe Photoshop и т. д.);
- работа с мультимедийным контентом (программы монтажа видео);
- протоколы и основные принципы функционирования интернета;
- адаптация материалов к использованию в интернете: размещение гиперссылок, создание гипертекстов и лонгридов, добавление интерактивных возможностей, иллюстрирование и т. д.;
- навыки SMM, или развитое «ощущение социальных сетей»;
- основы web-дизайна;
- основы HTML;
- опыт работы з различными CMS;
- представление о SEO.
Ученые прогнозируют, что в ближайшее время роботы будут искать темы (на самом деле, ищут уже), сообщать новости — и справляться с этим быстрее, чем люди, лучше будут редактировать тексты. Вместе с тем, результаты постиндустриальной революции еще не так активно ощущаются в Украине.
И все же журналисты сегодня вынуждены адаптироваться и овладевать новыми компетенциями, связанными с техническим развитием СМИ. Универсализм медийщика должен проявляться не только в умении работать с разными каналами передачи массовой информации, но и в умении пользоваться интернет-инструментами. На это рассчитывает и работодатель.
По утверждению преподавателей высших учебных заведений Украины, выпускающих специалистов медиасферы, они пытаются вводить в программы предметы, курсы, факультативы, мастер-классы, практикумы, стажировки, задача которых — подготовить будущего журналиста к вызовам современного рынка медиа.
Если вы планируете связать свою профессиональную жизнь со сферой массовых коммуникаций, будьте готовы к тому, что конкуренцию в ближайшее время вам составят роботы, и только ваша готовность гибко и качественно реагировать на изменения удержит вас на плаву.
AgroPortal.ua по материалам Международного кадрового портала hh.ua