Украина — Индия: аграрная дорога в два конца

20 сентября 2016, 12:00 9934

Индию большинство украинцев, в том числе и аграрии, ассоциируют с романтическими фильмами. Но если посмотреть под другим углом, например, аграрным, то такое сотрудничество может открыть Украине колоссальные возможности и перспективы.

Ну, здравствуй, Индия

Индия на сегодня выделяется самым высоким уровнем роста экономики в мире. В 2015 г. прирост ВВП составил 7,4%, превысив $8 трлн. Страна занимает третье место в мире по размеру ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности. По оценке МВФ, доля Индии в мировом ВВП выросла до 7% и далее будет увеличиться. Агропродукция составляет 6,5% в общем товарообороте.

В 2015 г. Индия импортировала товаров и услуг на $432 млрд. Прирост иностранных инвестиций в Индию за этот период увеличился на 20%, а внутренние вливания в экономику и развитие инфраструктуры выросли на 33%.

Объем зарубежных инвестиций индийских компаний в прошлом году составил более $40 млрд. При взвешенном подходе, на долю инвестиций из Индии может претендовать и украинский бизнес. В частности, агропромышленный комплекс, в сотрудничестве с которым индийские компании не скрывают свою заинтересованность.


Источник фото: пресс-служба Николая Кучера

Накормить Индию

Несмотря на рост экономики, количество голодающих в Индии в 4,5 раза больше населения Украины. Поэтому первоочередная задача для местного правительства — накормить людей. Индия производит более 10% зерновых в мире, в основном рис. Вся произведенная сельхозпродукция используется для личного потребления, а не на экспорт.

По разным подсчетам, 40-80% индусов — вегетарианцы, а основа их рациона — это бобовые, которых в стране потребляют более 13 видов. Общая потребность Индии в зернобобовых культурах — таких как горох, нут, фасоль и чечевица — около 22,8 млн т ежегодно. А до 2030 г. потребность в зерновых культурах увеличится до 32 млн т. Самостоятельно страна выращивает 17 млн т, соответственно, ежегодная потребность в импорте — 5 млн т, которые в основном импортируются из Канады, Австралии и США.

«Украинцы до конца не осознают, что если взять хотя бы 0,1% населения Индии, это уже будет 125 тыс. человек. Украинцы располагают идеальными климатическими условиями и грунтами, чтобы выращивать нужное количество бобовых для потребностей Индии. Почему бы вам не заняться этим?», — задался вопросом посол Республики Индия в Украине Бхарти Манодж Кумара в ходе круглого стола, который состоялся в пятницу, 16 сентября.

Источник фото: Пресс-служба Николая КучераИсточник фото: пресс-служба Николая Кучера

Кстати, в текущем сезоне Украина собрала рекордный за последние 20 лет урожай гороха — более 750 тыс. т. Основная доля экспортных отгрузок традиционно пришлась на индийский рынок — 65%. За 2015/16 МГ Украина экспортировала 226 тыс. т гороха, почти половину объема из которого купила Индия.

Рам Данге, директор компании Indrayani Overseas, которая работает на рынке Украине 17 лет и 8 из них — экспортирует горох в Индию, опираясь на собственный опыт, заявляет: зернобобовые — это и источник прибыли, и хорошее решение для диверсификации рисков в аграрном производстве, и экспортный потенциал — как в объеме, так и в географии.

«Но аграриям стоит учесть, что требования к гороху в Индии достаточно высокие. А конкуренция со стороны России, которая также нацелена на рынки Индии и Пакистана, растет», — констатирует он.

Совпадают интересы сторон и в другом продукте — подсолнечном масле: Украина может производить более 11 млн т в год, а Индия уже сейчас потребляет около 4 млн т.

Перспектива поставки зерновых, в том числе пшеницы — второй культуры в Индии по объемам выращивания и потребления, просто колоссальная. Традиционные украинские культуры — пшеница, кукуруза и подсолнечник, будут иметь в Индии стабильный спрос и тенденцию к увеличению экспорта.

По воле случая, впервые за последние 10 лет, в 2016 г. Украина начала поставлять зерно в Индию. Из-за наводнения Франция не смогла обеспечить объем поставок зерна в страну, и 240 тыс. т экспортировала Украина. Для индусов немаловажно и то, что цены на французское зерно выше, чем на украинское. К примеру, французский ячмень — на 18-20 $/т дороже украинского. По ценам с Украиной может конкурировать разве что Россия. А побороться стоит: даже увеличив в 2015 г. объем импорта зерновых культур на 46%, страна не решила проблемы голода. Индия способна выкупить все наше экспортное зерно. Дополнительный бонус — Индия намерена отменить 25%-й импортный сбор на пшеницу.

Производя свою сельхозтехнику, Индия готова говорить и о поставках украинской — но с оговоркой, что производители учтут небольшие, по сравнению с Украиной, угодья.

Источник фото: пресс-служба Николая КучераИсточник фото: пресс-служба Николая Кучера

Кроме того, Индия не против попробовать и нетрадиционные для этого региона продукты — творог и сметану. «В Индии не пользуются популярностью кисломолочные продукты. Но, учитывая потерю российского рынка, украинские аграрии могут предложить продукты Востоку, — советует Манодж Кумара Бхарти. — Я бы рекомендовал сосредоточиться на четырех крупных городах, население которых больше, чем половина Украины, и провести грамотную рекламу, сделав упор на полезности продуктов и культуру потребления».

Планы Украины

Мягко говоря, в Украине настолько увлеклись европейским вектором, что перспективы бизнеса с Индией стали для большинства открытием.

«Я поражен перспективами сотрудничества, — говорит народный депутат Украины, член парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Николай Кучер. — И хотя аграриям нужно будет приспосабливаться к индийскому рынку, настраивать производство на их потребности и требования к качеству, но прогнозируемые результаты того стоят. Как показывает опыт, после потери российского рынка переориентация на рынки восточных стран проходит очень быстро и качественно. А законодательство у нас готово».

Источник фото: Пресс-центр Николая Кучера
Источник фото: пресс-служба Николая Кучера

За 2015 г. товарооборот между странами составил $1,89 млрд, уменьшившись за два года  более, чем в полтора раза. Из них $1,2 млрд — аграрная продукция. Сейчас Индия на втором месте среди торговых партнеров Украины из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

По словам заместителя министра экономического развития и торговли Украины Натальи Микольской — Торгового представителя Украины, причина падения показателей — в непонимании региона и невнимательности в изучении перспектив сотрудничества.

Украина-Индия

Экспорт товаров, млн дол

Импорт товаров, млн дол

Период

Общий, млн дол

Продукция АПК и пищевой промышленности

Период

Общий

Продукция АПК и пищевой промышленности

6 месяцев 2014 г.

959,2

714,3

6 месяцев 2014 г.

352,1

63,0

6 месяцев 2015 г.

721,8

559,5

6 месяцев 2015 г.

231,4

63,9

6 месяцев 2016 г.

782,4

620,5

6 месяцев 2016 г.

224,7

51,5

«Но это копейки по сравнению с тем, сколько импортирует Индия из других стран», — считает замминистра. — В Минэкономики планируют «работать постепенно: сначала наладить контакт на правительственном уровне, а далее — начать работать с бизнесом».

Структура экспорта в 2016 г.

Подсолнечное масло

68,1%

Кукуруза

Удобрения азотные

4,3%

3,1%

Овощи бобовые

1.2%

Пшеница

1,1%

Макуха

1,0%

Структура импорта 2016 г.

Рис

2,5%

Арахис

2,3%

Чай

2,3%

Экстракт кофе

1,4%

Виноград

1,2%

«Цифры экспорта и импорта — не наилучшие, — добавляет Микольская. — Но они и не могут быть хорошими без налаженных транспортных потоков, инвестиций и сотрудничества бизнеса». Сейчас, по ее словам, Украина возобновила межправительственный диалог, активно изучает потребности и особенности рынка Индии, планирует проведение заседания двусторонней комиссии.

По мнению заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольги Трофимцевой, Украине нужно активизировать работу с Индией в форматах business-to-business и government-to-government. «Сейчас в мире практикуется подписание двухсторонних соглашений как между странами, так и между регионами для упрощения ведения бизнеса. Если Индия может предложить конкретные шаги по упрощению поставок на ее рынок того же гороха или чечевицы, мы будем рады это узнать и ускорить процесс», — говорит она.

Источник фото: Пресс-служба Николая Кучера
Источник фото: пресс-служба Николая Кучера

В профильном министерстве подсчитали, что сейчас Украина в основном является экспортером сырьевой продукции. «Но развитие АПК и ориентация на создание цепочки переработки дает уверенность в том, что ситуация будет меняться. И если производители бобовых в Украине увидят потенциал, в том числе экспорта на рынок Индии, то можно будет говорить о поставках как сырья, так и переработанной продукции — консервированной, сушеной», — уверена Ольга Трофимцева.

Перспективным направлением сотрудничества она считает сферу семян: Индия завозит семена в Украину, местные фермеры выращивают бобовые и экспортируют их назад. «АПК не зря называется комплексом, — утверждает замминистра. — Сюда можно подвязать сотрудничество в ІТ-технологиях и образовании, делать общие консалтинговые проекты, заниматься племенным делом, биотехнологиями, делиться прикладным опытом в орошении. И это десятая часть интересных направлений сотрудничества».

В регионах не ждут

Пока чиновники налаживают связи, бизнесмены увеличивают экспорт в Индию и расширяют ассортимент поставок.

Источник фото: Пресс-центр Николая Кучера
Источник фото: пресс-служба Николая Кучера

Так, в Винницкой области уже давно изучили потребности и особенности рынка Индии, провели несколько круглых столов с участием посла Индии, наладили прямые контакты с индийскими бизнесменами и частично отказались от услуг трейдеров. За последние десять лет динамика экспортных поставок области в Индию выросла почти в 100 раз. В 2015 г. экспорт составил $100 млн, 32% из которых в товарной структуре занимают масла и жиры — доля ПАО «Винницкий масложировой комбинат».

«Наш комбинат экспортирует продукцию на все континенты, в 60 стран мира. Но Индия занимает первое место в структуре экспорта», — рассказал председатель правления комбината Дмитрий Чаленко. Наиболее эффективная логистика для региона — через Одесский и Южный порты: продукцию переправляют танкерами небольшими партиями в контейнерах.

Он уверен, что для украинских бизнесменов нет барьеров ни для налаживания деловых контактов с Индией, ни для увеличения объема экспортируемой продукции и поставок новых товаров. «В большинстве своем предприятия масложировой отрасли Украины сертифицированы по европейским стандартам, которые Индия полностью признает. И если у предприятия есть сертификаты, то Индия рассматривает его как потенциального партнера», — говорит бизнесмен.

В этом году компания планирует экспортировать 100 тыс. т рафинированного масла и в дальнейшем эта цифра будет расти. В 2016-м винницкий комбинат начал поставлять шрот, далее — планируют экспортировать соевый шрот и масло, а импортировать — оборудование для отрасли.

Активно ищет возможные точки соприкосновения с Индией и Львовщина. Здесь стратегическими считают сразу два направления, развитие которых взаимозависимые — туризм и сельское хозяйство. «Украина — как птица, одно ее крыло — это экономика, а другое — культура. Если одно крыло не работает — птица не полетит, — говорит советник председателя Львовской ОГА по вопросам международного сотрудничества Юрий Котик. — Чтобы привести в Украину индийских бизнесменов, нужно параллельно показывать им нашу культуру, архитектуру, традиции, музыку, кухню, шопинг».

На Львовщине уже проводились праздники индийской культуры, в этом году планируется еще один. Но попадут ли на нее индусы — под вопросом. «Как Индии дружить со страной, в которую она не может попасть? Украинец может открыть туристическую визу в Индию даже через интернет, в то же время, индусы не могут к нам попасть из-за визового режима. Индийский турист оставляет за время пребывания $1,5-2 тыс. Это колоссальные деньги для бюджета», — говорит Юрий Котик.

Кстати, об этой проблеме не единожды упоминал и индийский посол. «Наши бизнесмены сталкиваются с проблемами при получении украинской визы, — говорит Бхарти Манодж Кумара. — Мы пытаемся урегулировать проблему с украинским МИДом».

Что касается АПК, то для Львовского региона, который специализируется на выращивании кукурузы, подсолнуха и пшеницы и имеет налаженные рынки сбыта, переориентация на выращивание популярных в Индии зернобобовых культур даст свои преимущества: надежный рынок экспорта, отдых для земли из-за изменения посевных культур. «Но на Западной Украине существует другая существенная проблема, связанная с хранением сельхозпродукции. Наш регион, как и Иванофранковщина, Закарпатье находятся далеко от моря и есть смысл построить локальные центры для хранения продукции», — считает Юрий Котик.

В то же время, многие регионы Украины не столь прогрессивны в налаживании бизнес-отношений из-за отсутствия информации.

По словам генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Тараса Высоцкого, из-за недостаточной информированности фермеров о рынках их продукция не всегда экспортируется с максимальной выгодой. «Основной акцент был в сторону ЕС. Но увидев цифры, я понимаю, что по всем показателям Индия — это два-три Евросоюза, и если мы активно поработаем три-четыре года, то сможем увеличивать ВВП не на 20-30%, а на 40-50% ежегодно», — уверен он.

Наиболее приоритетными направлениями развития бизнеса АПК эксперт назвал рынок минудобрений, поставку металла из Индии для обновления парка зерновозов и модернизацию АПК ІТ-технологиями. «Возможностей много. Но нужно донести до фермеров о возможности экспортировать в Индию с маржой 100-150%. Необходимо наладить связи, а для увеличения прибыльности важно развивать взаимные логистические потоки», — считает гендиректор УКАБ.

Кстати, представители Индии также называют недостаток информации одним из основных препятствий. «Так сложилось, что Индию воспринимают как бедную страну и существует некий внутренний барьер для бизнесменов, — подчеркивает Сувра Чакраборти, глава правления AMC Overseas (FZE). — Но не надо руководствоваться этим. В Индию инвестируют мировые бренды — Google, Pepsicola, Microsoft, MasterCard, ЕБРР. Именно эта Индия приглашает вас на разговор бизнеса».

А посол Индии говорит, что заметил, что в Украине бытует мнение, что Индия находится очень далеко.

«На самом деле — это всего около пяти часов лета. Мы готовы организовывать бизнес-поездки украинских агропроизводителей, знакомить их с Индией, показать существующие каналы импорта, интересующую нас продукцию, — говорит Бхарти Манодж Кумара. — Я уверен: развивать бизнес в Индии достаточно легко. Украинским бизнесменам всего лишь нужно немного подумать и сосредоточиться. А мы — готовы».


Лариса Степанушко, AgroPortal.ua