Одна из крупнейших системных реформ территориальной организации власти получила новый импульс

15 февраля 2017, 15:06 3473
Николай Кучер

Первая пленарная неделя VI сессии Верховной Рады прошла с результатом для продолжения реформы децентрализации в нашем государстве и объединения и функционирования территориальных общин. Парламент принял в целом чрезвычайно важные законопроекты на пути к децентрализации и развитию территориальных общин.

Поэтому остановлюсь подробнее на этих законопроектах.

№ 4772 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добровольного присоединения территориальных общин)».

Этот закон определяет четкий механизм расширения общин посредством укрепления их финансово-экономического положения. Это важный шаг в сторону европейского будущего, где в основе благополучия государства лежат богатые самодостаточные общины. У нас же раньше все было наоборот. Центр заставлял местное самоуправление чуть ли не выпрашивать средства и бедность на местах порождала общую бедность Украины.

Законопроект упрощает процедуру добровольного объединения территориальных общин, дает право общинам по упрощенной процедуре присоединяться к уже созданной объединенной общине. Он будет способствовать формированию действительно способных общин, в соответствии с утвержденными Перспективными планами без нарушения Методики формирования таких общин.

Изменениями, в частности, определяются параметры, при достижении которых вновь созданная территориальная община может считаться состоявшейся. Такая община должна быть создана вокруг центра, определенного Перспективным планом формирования территорий общин области, и в ней должно проживать не менее половины жителей от количества, предусмотренного Перспективным планом. Каждая следующая территориальная община объединяется с этой общиной по упрощенной процедуре. Также во вновь присоединенных территориальных общинах проводятся выборы депутатов совета объединенной общины, в то время как выборы главы объединенной общины не проводятся. Таким образом, в совете вновь созданной общины будут представители от всех территорий.

№ 2489 «О службе в органах местного самоуправления».

Закон касается менеджмента, который будет работать в системе объединенных территориальных общин. Качество кадрового ресурса — это наша вечная беда и головная боль. В процессе децентрализации должны сделать так, чтобы к власти на местах пришли ответственные перед людьми специалисты, поэтому документом вводится конкурсный отбор служащих местного самоуправления, а также требования, которые не позволят работать в органах местного самоуправления лицам, не прошедшим специальную проверку и подпадающим под действие Закона «Об очистке власти».

Целью законопроекта является установление новых правовых и организационных основ службы в органах местного самоуправления как профессиональной и политически беспристрастной деятельности на благо государства и общества, а также для обеспечения реализации гражданами Украины права равного доступа к службе в органах местного самоуправления.

Законом предусматривается создание правовых предпосылок для:

• повышения престижности службы в органах местного самоуправления;

• урегулирования статуса служащего органа местного самоуправления;

• равного доступа к службе в органах местного самоуправления исключительно на основе заслуг;

• прозрачного принятия на службу в органы местного самоуправления;

• стимулирования карьерного роста;

• деполитизации;

• новой модели оплаты труда, которая минимизирует субъективизм руководителя;

• внедрения эффективного механизма предотвращения коррупции;

• повышения уровня социальной и материальной защиты служащих.

Закон содержит ряд новелл, главными из которых являются: новое разделение должностей в органах местного самоуправления на категории; требования к политической беспристрастности служащих; требования к уровню профессиональной компетентности лица, которое претендует на занятие должности в органах местного самоуправления; порядок проведения конкурса; новеллы по оплате труда, премированию и поощрению.

№ 4742 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно статуса старосты села, поселка)».

Этот законопроект разработан с целью более четкого определения статуса старосты путем определения пространственных границ его деятельности, круга полномочий, оснований и порядка досрочного прекращения полномочий, гарантий деятельности.

Законопроектом предусматривается внести изменения в отдельные законодательные акты Украины, которые предусматривают:

1) закрепление принципа, согласно которому должность старосты вводится во всех селах, поселках, жители которых вошли в состав объединенной территориальной общины (кроме сел, поселков, определенных административным центром объединенной общины). При этом с целью определения пространственных границ деятельности старосты предлагается ввести в действующее законодательство Украины понятие «старостинский округ», границы которого совпадают с границами территории юрисдикции советов тех общин, которые объединились. Введение повсеместности института старост в рамках объединенной территориальной общины является важной гарантией защиты прав и интересов жителей всех сел и поселков, находящихся на ее территории;

2) закрепление полномочий старосты в таких основных сферах:

- представление и защита прав и законных интересов жителей сел, поселков в пределах старостинского округа;

- содействие в осуществлении полномочий органов местного самоуправления объединенной территориальной общины, их должностных лиц, депутатов местного совета в пределах старостинского округа;

- мониторинг состояния выполнения на территории старостинского округа решений органов местного самоуправления объединенной территориальной общины, распоряжений их должностных лиц;

- мониторинг состояния окружающей среды, состояния объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, состояния правопорядка, а также состояния соблюдения прав и законных интересов жителей сел, поселков соответствующего старостинского округа в сфере социальной защиты, культуры, образования, спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства, реализации их права на труд, медицинскую помощь;

- содействие организации и деятельности органов самоорганизации населения, общественных организаций, использованию форм прямой демократии для решения вопросов местного значения;

3) определение периодичности и порядка отчетности старосты о своей работе;

4) распространение на старосту гарантий деятельности депутатов местных советов, предусмотренных законом о статусе депутатов местных советов;

5) установление оснований и порядка досрочного прекращения полномочий старости;

6) распространение на старост положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» в части освобождения сельских, поселковых, городских голов от проведения специальной проверки.

№ 4110 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приобретения полномочий сельских, поселковых, городских голов».

Закон предусматривает, что вступлению в полномочия сельским, поселковым, городским головой должна предшествовать его регистрация соответствующей территориальной избирательной комиссией.

Документ нормирует вопрос приобретения полномочий сельского, поселкового, городского председателя и ограничивает возможности совместительства должности главы общины с другими видами деятельности.

Поэтому могу отметить, что одна из самых успешных системных реформ территориальной организации власти в стране, наконец, получила свой новый законодательный импульс и способность к совершенствованию и преодолению искусственных барьеров для повышения качества и уровня жизни жителей территориальных общин Украины.

Однако остается еще один чрезвычайно важный законопроект, необходимый для совершенствования и продолжения процесса децентрализации, а именно — законопроект № 5520, который разблокирует процесс объединения общин, входящих в смежные районы. Именно по этой причине Центральная избирательная комиссия отказала в объединении уже 28 общинам. К сожалению, это вопрос очень сложный, однако одновременно и чрезвычайно важный для самой реформы децентрализации.

Николай Кучер, народный депутат Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.