Тарас Баштанник, генеральный директор компании «Украинская ягода»
Аграрный сектор я выбрал осознанно, поскольку планировал развиваться в значимой и масштабной для Украины сфере. Ягодной темой всерьез увлекся во время работы в холдинге «Укрзернопром Агро» на позиции финансового аналитика.
Готовя компанию к выходу на Варшавскую фондовую биржу, поездил по хозяйствам, пообщался с учеными. В итоге — разработал бизнес-план по промышленному выращиванию ягод. В какой-то момент рискнул предложить свою идею акционерам «Укрзернопром Агро». Проект поддержали, реализацию доверили мне, как автору.
В 23 года я стал топ-менеджером «Украинской ягоды». Пожалуй, у меня сомнений было даже больше, чем у акционеров — был страх перед новым направлением и количеством предстоящей ответственности. Еще мне пришлось сделать нелегкий выбор — продолжать учебу в магистратуре Киево-Могилянской академии или с головой уходить в бизнес. Благодаря моральной поддержке семьи и супруги, я выбрал работу и не прогадал. Всего через год я поступил на профильную магистерскую программу «Управление сельскохозяйственным предприятием». Закончил ее 1,5 года назад, защитив диплом по ягодной теме. Получил также приглашение в аспирантуру КМА, где учусь и сейчас.
Было сложно. Сказывалось отсутствие необходимого опыта, знаний и понимания рынка. Так как предприятие создавалось на базе одного из подразделений «Укрзернопром Агро», часть сотрудников достались «по наследству». Остальных на работу нанимал уже сам. В моем подчинении сегодня находится порядка 30 постоянных сотрудников и еще около 200-250 сезонных.
Управлять коллективом в молодом возрасте непросто. В 23 года указать на ошибки главному инженеру, которому 55 лет, или стукнуть кулаком по столу морально тяжело. Над этими вопросами пришлось поработать. В основном общаюсь с сотрудниками не в возрастной, а в профессиональной плоскости. Это значительно упрощает работу. И хотя и к себе, и к подчиненным я достаточно требовательный, авторитарным руководителем себя не считаю. Стараюсь давать максимальную свободу сотрудникам, поощрять инициативу.
Кроме коммуникаций с подчиненными, на этапе создания бизнеса было много проблем с поставщиками, которые три года назад понятия не имели, как работать с ягодными хозяйствами. За помощью пришлось обращаться к специалистам в Бельгию и Голландию.
Сегодня я точно могу гордиться двумя вещами: построенным качественным хозяйством по производству ягод (голубика, смородина, малина, черешня) и коллективом профессионалов-единомышленников, объединенных здоровым микроклиматом.
Чтобы добиться успеха, надо не бояться брать на себя ответственность, когда выпадает шанс. Вовремя оказаться в нужном месте тоже важно. А еще — постоянно развиваться и быть «в рынке». Что касается промахов, то здесь самое важное — извлекать уроки из поражений и не повторять аналогичных ошибок в будущем.
Сложно сказать, кем и на каком месте я буду через 10 лет. Планирую продолжать развитие и быть человеком успешным. Хочется сделать для компании и для страны что-то полезное.
Оксана Бондаренко, директор «Старко Киев»
В этом году мне исполнится 26 лет. Компанию «Старко Киев» возглавляю уже три года, до этого год проработала здесь же менеджером по продажам. Параллельно училась на заочном отделении в Национальном университете государственной налоговой службы Украины.
Могу с уверенностью сказать, что я на 100% — «self made woman», поскольку на своей нынешней должности я оказалась исключительно благодаря труду и целеустремленности.
Несмотря на свой юный возраста и пол, мне удалось завоевать репутацию настоящего профи в таком мужском деле как продажа шин. Без влиятельных знакомых и покровителей, которые способствовали бы продвижению по карьерной лестнице. Мой отец — обычный комбайнер-тракторист, и выросла я в селе возле земли. Но буквально несколько лет назад даже представить не могла, что буду работать в аграрном секторе.
Оказалось, что продавать двухметровые шины при росте 162 см не так уж сложно. С момента прихода в компанию — у меня был драйв к профессиональному развитию и росту. Было интересно и увлекательно расшифровывать каталоги, казавшиеся на первых порах кучей непонятных цифр. Теперь я с легкостью читаю эти цифры.
С руководством нашего центрального офиса в Латвии до назначения на должность директора я лично даже не встречалась. Но оказывается, что меня благодаря настойчивости и целеустремленности там давно заметили. И когда в компании стартовала реорганизация, то вакантное место руководителя украинского офиса предложили занять мне. Сначала с приставкой «и. о.», затем — уже без нее.
На первых порах тяжело перестраивать мышление линейного менеджера под управленца. Это совсем другой уровень ответственности. Но релаксировать было некогда. На первых порах пришлось делать все самой. Задачей «номер один» было собрать в очень сжатые сроки хорошую команду. Я понимала, что с наймом новых сотрудников станет проще. Поэтому при подборе людей прислушалась к собственной интуиции. Смотрела, прежде всего, не на количество дипломов и предыдущий опыт, а на человеческие качества соискателей. Если с первого взгляда человек импонировал мне, понимала: «сработаемся». Такая тактика себя оправдала. Мои подчиненные не подводят ни меня, ни клиентов.
Секрет успеха прост: любить то, что ты делаешь и окружать себя единомышленниками. Для меня работа — это очень важная часть жизни, а не просто место, где люди проводят время с 9 до 18 часов. С самого начала я прививала своим подчиненным семейные ценности. Сегодня у нас очень молодой коллектив — средний возраст сотрудников 28-30 лет. Мне не сложно с ними, и не жалко тратить время на обучение и развитие. Продолжаю также профессионально совершенствоваться сама.
Клиенты воспринимают меня позитивно и с умилением. Когда приезжаю в поле к инженеру, обычно сначала удивляются. Но, к счастью, фактор профессионального общения играет большую роль, чем визуальное восприятие, поэтому уже через несколько минут меня воспринимают на равных.
В работе я не думаю о том, что что-то сложно, а предпочитаю акцентировать внимание на том, что важно. Через 10 лет я вижу себя человеком, которого будут знать все. Причем не только в АПК.
Дмитрий Бородий, генеральный директор «АМАКО Украина»
Свой карьерный «путь» начал в компании «АМАКО Украина» 12 лет назад в качестве практиканта. Спустя два года меня назначили руководителем отдела продаж сельхозтехники, а уже через год — повысили до руководителя департамента продаж с/х техники.
Должность генерального директора «АМАКО Украина» занимаю с мая прошлого года.
Сельское хозяйство выбрал на подсознательном уровне, поскольку вся моя семья связана с этой отраслью: родители закончили Аграрную академию (сейчас НУБиП) в 70-х годах, работали на руководящих должностях в колхозе. После распада СССР создали одно из первых в Украине фермерских хозяйств, где я помогал отцу примерно с 12 лет. Работал на тракторе, комбайне и грузовом автомобиле. После школы поступил в Аграрный университет (сейчас НУБиП), получил два диплома магистра с отличием по специальности «инженер-механик» и «административный менеджмент». Во время учебы часто ездил для прохождения практики за границу по специальности, работая в семейных фермерских хозяйствах в Швейцарии и Австрии.
Меня всегда окружали люди, с которых я брал пример. Без этого развиваться очень сложно. При этом считаю, что добиться чего-то в жизни без собственных четких жизненных позиций, принципов и целей невозможно. Это то, что позволяет двигаться дальше, если даже не согласен с людьми, с которых еще недавно брал пример.
80% успеха зависит от коммуникации. Умение работать с умными людьми разного типа для достижения общего результата, работоспособность, и постоянный ежедневный анализ ошибок. Ошибаться очень полезно, если это дает возможность находить грани для дальнейшего развития. Проблемы — это возможность проанализировать то, что было сделано неверно. Тут важно не искать причин неудач в других.
Опыт, конечно, помогает. На него можно опираться в некоторых ситуациях, но всегда руководствоваться только опытом неправильно. Замечаю, что зачастую решения, принятые по интуиции оказываются более верными, чем те варианты, которые подсказывал опыт.
Мой рецепт успеха — никогда не сдаваться и не останавливаться на достигнутом, ведь каждый день ставит новые цели. Провалы и неудачи — это часть успеха и процесса развития. Очень важно анализировать причины и находить правильные пути решения. Не принимать важных решений эмоционально.
С управлением коллективом в молодом возрасте (даже если подчиненные старше) проблем у меня никогда не было. Возраст не имеет значения. Каждый сотрудник выполняет свою функцию и отвечает за нее.
Кем я вижу себя через десять лет? Это тяжелый вопрос, поскольку зависит от многих факторов в профессиональном плане. Надеюсь, что буду хорошим отцом для своих троих сыновей. Для меня очень важно, чтобы дети нашли свой самостоятельный путь в жизни.
Тарас Высоцкий, генеральный директор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Сейчас мне 29 лет. Должность генерального директора УКАБ занял в 28 лет, до этого на протяжении двух лет возглавлял подразделение «УКАБ-сервис», ранее был экспертом аграрных рынков в ассоциации.
Параллельно учился в Украине и два года провел над исследовательской работой в Германии. Там на меня очень сильное впечатление произвел руководитель магистерской работы, профессор Дитер Киршки — и не только как ученый, но, в первую очередь, как организатор, управленец. В частности — как он руководил процессом. Ему присущи классические черты настоящего немца: абсолютная прямота, точность, ничего лишнего «ни на секунду, ни на слово», все по делу, чего всегда так не хватало в Украине.
На каждом этапе становления как управленца мне всегда помогали непосредственные руководители. Как эксперта аграрных рынков меня «сделал» Владимир Иванович Лапа, который в то время был руководителем экспертной группы, а позже стал генеральным директором УКАБ. Когда я был руководителем «УКАБ-сервис», помог развить качества управленца и занять нынешнюю должность Алекс Лисситса, который в то время был руководителем Ассоциации. Глядя на них, я понял, как важен для руководителя высокий уровень организованности, умение делегировать, четкая постановка задач для всех подчиненных.
Основная задача руководителя — организовать, направить, посоветовать. Хочу, чтобы мои коллеги четко понимали, чем им нужно заниматься. Однако фундаментом любого профессионального руководителя должно быть уважение. Отношение с уважением к любому подчиненному, отсутствие подхода «руководитель-подчиненный» и построение отношений «коллеги» — это самое главное. Ведь у каждого из нас есть свой уровень задач и свой уровень ответственности. Соответственно, использование принципов уважения и оценки по результатам и по квалификации, а не статуса, возраста или иного критерия — помогло мне организовать процесс. Для меня важны ориентация на эффективность и результат, а не на другие субъективные критерии.
Учитывая, что в УКАБ не очень большой коллектив, проблем со старшими коллегами не было. Мы все знали друг друга давно. Со всеми этими людьми я пять лет шел к нынешней должности и эти годы совместной работы помогли более гармонично пройти все изменения. Соответственно, уровень общения существенно не изменился, но изменился уровень ответственности и распределения обязанностей.
К неудачам отношусь абсолютно спокойно. Моя основная задача — чтобы эти неудачи не повторялись. Неудача — не проблема, если трезво проанализированы причины и сделать правильные выводы. А людей, которые не делают ошибок, не бывает. Каждая неудача — это, прежде всего, возможность частичного роста через понимание того, что привело к ней. Это дополнительный стимул для того, чтобы стать более квалифицированным, сильным и более подготовленным. Это один из гармоничных элементов работы и личного роста.
Если говорить о перспективах профессиональной деятельности, то направление уже выбрано — это реформирование и изменения институциональной среды украинского АПК в положительную сторону. В рамках этого направления я и буду двигаться. Не сказал бы, что через 10 лет хочу занимать какую-то конкретную должность. Для меня важнее сформировать за эти годы четкий имидж эксперта по вопросам институциональных изменений аграрного сектора и создать круг единомышленников. Команду, которая могла бы вместе воплощать в жизнь положительные изменения в аграрном секторе. А через 20-30 лет хотелось бы, при первой же возможности, когда почувствую, что дети обеспечены, вернуться в село и заняться сельхозпроизводством.
Олег Кузнецов, партнер Kreston GCG
Сейчас мне 28 лет, в 27 лет я стал партнером компании Kreston GCG. В компанию я пришел в 2012 году, когда мне было 24 года, на позицию исполнительного директора. Моей основной задачей была работа с позиционированием Kreston, построение стратегии развития бизнеса, наладка бизнес процессов, работа с командой.
На моем пути всегда были люди, которые верили в меня и часто поддерживали мой подход и взгляды на ведение бизнеса. Каждый подобный кредит доверия и достигнутые результаты становились тем самым импульсом для продвижения по управленческой лестнице.
Пожалуй, наиболее важными качествами, которые позволяли и позволяют мне достигать своих целей, является трудолюбие, умноженное на любовь к делу, которым ты занимаешься. Мне очень нравится работать с людьми, достигать каких-то новых, ранее казавшихся недостижимыми, целей, ну и конечно — делать мир чуточку лучше.
Помогает в работе, как и всегда, вера в результат, ощущение, что твои действия помогают бизнесу и конкретным людям. Мешает много чего. Прежде всего, то, что делает тебя менее эффективным. Речь идет о микроменеджменте, о попытке взвалить на себя лишний функционал и т.д. Но я провожу работу над ошибками и старюсь со временем становиться лучше.
Мой рецепт успеха заключается в том, что нужно любить дело, которым ты занимаешься. Это как вирус заразит всю твою команду и тогда результат не заставит долго ждать. Как я отношусь к неудачам и провала в делах? Скажу следующее:
- никогда нельзя останавливаться на достигнутом и постоянно работать над собственной эффективностью;
- уметь слушать и слышать;
- никогда не идти на компромиссы с совестью;
- вести здоровую физическую и духовную жизнь;
- любить жизнь, а также дорогих и близких сердцу людей.
Я никогда не ощущал какого-либо дискомфорта в связи с собственным возрастом, никогда на этом не концентрировался. В нашей команде люди абсолютно разные: есть те, кто младше меня, есть те, кто в 2 раза старше, но при этом мое отношение к каждому из моих коллег абсолютно одинаковое. Никогда не различал людей по возрастному цензу, считаю, что это дискриминационный и деструктивный подход. Сложность или легкость управления коллективом заключается не в разности возраста, а в способности или неспособности поставить задачу понятно и определить наилучшего ее исполнителя.
Через 10 лет, как и сейчас я вижу себя счастливым человеком, который продолжает получать удовольствие от достижения амбициозных целей, способных изменить мир к лучшему!
Роман Лещенко, собственник группы компаний «Агродар», управляющий партнер «Украинский аграрный центр»
Мне 27 лет. Четыре года назад я стал учредителем и руководителем группы компаний «Агродар» в Черкасской области. На данный момент мы работаем с земельным банком более 3 тыс. га.
Работать начал еще во время обучения на юридическом факультете Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко. Всегда мечтал стать хорошим юристом. Реализовывать себя в этой профессии удалось в иностранном холдинге OSD Group, куда я попал еще в 2007 году. Работа в многопрофильной компании позволила поучаствовать в крупных международных проектах из разных сфер и стран, и быстро дорасти до должности главного юридического консультанта холдинга в Украине.
Сопровождая многомиллионные инвестиционные проекты в Украине и за рубежом, я выбрал своей специализацией в научной деятельности финансовое и налоговое право. В прошлом году получил докторскую степень PhD в отрасли права. Сейчас продолжаю преподавать в КНУ им. Т.Г. Шевченко на юридическом и экономическом факультетах. Общение со студентами — огромный источник энергии и рецепт от плохого настроения. Я уверен, что имея такую талантливую молодежь, Украина обречена на успех!
Работа за рубежом позволила мне разглядеть масштаб сельхозпроизводства, уровень его технологичности и прибыльности. Мне хотелось создать такой же агробизнес на своей малой родине — в Черкасской области.
Мои родители начали заниматься сельским хозяйством с начала двухтысячных. За это время они сформировали небольшое фермерское хозяйство в 700 га. А моя собственная интеграция в агробизнес началась в 2012 году, когда я помог родителям построить элеватор на биотопливе, минимизировав в разы производственные затраты. Также удалось заработать на предоставлении услуг мелким и средним сельхозпроизводителям.
Окупившись менее чем за год, этот проект помог мне принять окончательное решение инвестировать заработанные юридической практикой деньги в агробизнес. Земельный банк был расширен в разы, закупили новую с/х технику, наладили процесс продажи зерна большим трейдерам, таким как «НИБУЛОН», Cargill, The Soufflet Group.
При расширении собственного земельного банка столкнулся с дикостью рынка купли-продажи сельскохозяйственных предприятий и их активов, с нечистоплотностью посредников. Это подвигло меня прийти к университетским друзьям (имевшим на тот момент значительный опыт работы в международных компаниях) с идеей создания консалтинговой компании, специализирующейся на посредничестве (брокерстве) при купле-продаже агрокоманий, их активов, предоставлении услуг по комплексному юридическому сопровождению агробизнеса, привлечению международного финансирование для украинских аграриев.
Так появилась компания «Украинский аграрный центр», которая на сегодняшний день успешно сопровождает украинских аграриев в этом направлении.
Я считаю себя оптимистом по жизни. Это помогает и в бизнесе. Как, впрочем, и то, что я — юрист. Это позволяет видеть сопроводительные риски любого бизнес-процесса. Также я всегда выступаю за неординарные решения ординарных задач. С другой стороны, мне не хватает экономического образования. Хотелось бы в будущем восполнить существующие пробелы, освоив программу MBAв хорошем западном вузе.
Я буду считать себя успешным, когда смогу достичь гармонии в триаде «семья-бизнес-социум». Для меня важно сохранить крепкую и дружную семью. Сделать так, чтобы мой бизнес не был в ущерб этому. Также ставлю для себя цель неустанно выполнять социальную функцию: очень хочу обеспечить как можно больше рабочих мест, улучшить инфраструктуру сельской местности, привлечь как можно больше инвестиций в село, чтобы прекратить процесс деградации и вымирания сел. Сейчас я только на пути к этому… Я не могу изменить что-то глобально в государстве, но в моих силах изменить это локально.
К неудачам и провалам отношусь философски. Главное — не опускать рук, и понять одно, — не существует «не могу», «не получится» или «не возможно». Невозможное возможно!
Управление коллективом с более старшими подчиненными сначала вызывало у меня определенный дискомфорт. Но со временем перестал обращать внимание на возраст сотрудника, меня больше интересуют его профессиональные качества. Если человек специалист, у него нет каких-то комплексов, ему также без разницы старше его руководитель, или младше. Главное — взаимопонимание и взаимоуважение. Например, в моем коллективе работает мой бывший учитель физики и это никого из нас не смущает.
Конкретного плана того, кем я себя вижу через 10 лет, у меня сейчас нет. В нашей стране далеко идущие планы — дело не благодарное. Я с 15 лет работаю и понимаю, что жизнь сложнее и вариативнее, чем сейчас мы можем предположить. При этом я приложу все усилия, чтобы расти дальше в рамках обозначенной жизненной триады «семья-бизнес-социум».
Примечание: Участники материала опубликованы в алфавитном порядке.
Светлана Попель, AgroPortal.ua