«Волшебной таблетки» нет: как эффективно управлять аграрным бизнесом

18 октября 2016, 07:00 3816

В течение десяти лет группа компаний ТМ «ВИЛИЯ» развивает кредитование мелких и средних фермеров, которым оказывает всяческую поддержку: от ресурсов до технологий. Таким образом предприятие самостоятельно внедряет стратегию развития аграрной отрасли в отдельно взятой области.

Зачем это успешному предприятию, которое сумело за последние два года открыть семенной завод и почти вдвое нарастить элеваторные мощности, а также как достичь такой эффективности — рассказал основатель группы Евгений Дудка.

По его словам, ключевую роль в эффективном хозяйствовании играют управление человеческим ресурсом, понимание процессов топ-менеджментом, правильные маркетинг и определение компанией места на рынке.

«Два года назад у нас была ручная система управления, — рассказывает Евгений Дудка. — Теперь предприятие изменилось, и на следующий год планируем перейти на корпоративную систему управления. Ранее мы каждому рассказывали, что он должен делать, за подписью первого лица, а сейчас — определяем задачи по направлениям».

Основным достижением своей компании аграрий называет сбалансированность управления и технологии.

Не нужно верить в «волшебную таблетку», которая от всего помогает, считает Евгений Дудка. Предприятия могут работать в одинаковых условиях, но одно из них эффективно, а другое — нет. Почему? Все зависит от руководителя, он принимает решения: какие технологии выбрать, какие ресурсы приобрести, привлекает кредит, обеспечивает результат.

«По моему мнению, менеджмент во всей цепи агропроизводства является самым важным. Сама технология ничего не даст, пока не будет дисциплины на производстве, пока не будет ресурсообеспечения, пока не будет организации труда. Это хорошее слово, в основе которого — организация труда, дисциплина и ресурсы. Если говорить о приоритетах, то в первую очередь это организация работы, во вторую — обеспеченность ресурсами, в третью — дисциплина», — объясняет управленец.

Например, основной фактор эффективности в растениеводстве — урожай. Его можно увеличивать экстенсивным путем, то есть наращиванием количества обрабатываемой земли, и интенсивным — благодаря увеличению урожайности на уже существующих площадях. Деньги производителя — это урожай, умноженный на цену. «На стоимость мы не влияем, но мы влияем на вал. Ближайшие несколько лет будут тяжелыми в ценовом сегменте. Единственное, что мы можем сделать, — это увеличить урожайность. Поэтому основной зоной нашего управления является урожайность — планирование, правильный севооборот, качественные семена, необходимое удобрение, надежная защита и сбор без потерь. Вот те факторы, которые являются дощечками «бочки» эффективности, а управление, по моему мнению, — это днище, основа, которая их держит», — рассказывает Евгений Дудка.

При этом аграрная политика, по его словам, мало влияет на эффективность деятельности агропредприятия. Отмена спецрежима НДС группу ТМ «ВИЛИЯ» не пугает. «У нас раньше не было возмещения по пшенице, рапсу и кукурузе, а сейчас мы заходим в цивилизованные отношения», — говорит основатель группы.


AgroPortal.ua по материалам интервью, опубликованного в издании «Агрохолдинги Украины 2016», УКАБ