Введение запрета на импорт отдельных позиций украинской агропродукции грозит срывом выполнения уже подписанных с польской стороной контрактов на ее поставку. Кроме того, принятое решение создает весомые препятствия для транзитного потока всех товарных позиций, на импорт которых наложено вето.
Об этом AgroPortal.ua рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и продажам фасованной продукции компании Kernel Сергей Нерощин.
Ситуация на сегодня. Министерство иностранных дел Украины 28 апреля передало ноты протеста в Посольство Республики Польша в Украине и представительство ЕС относительно категорической неприемлемости торговых ограничений на импорт аграрной продукции из Украины. Ключевым элементом достигнутых договоренностей, которые также согласованы с Украиной, является отмена единоличных ограничений на такой импорт, которые были введены со стороны Польши, Словакии, Болгарии и Венгрии. В то же время будут применяться исключительные защитные меры для четырех продуктов — пшеницы, кукурузы, рапсовых и подсолнечных семян. Кроме того, будут возбуждены расследования о необходимости применения защитных мер в импорте других продуктов из Украины, включая подсолнечное масло.
Как отмечают в Kernel, в прошлом маркетинговом году компания отгрузила на польский рынок 13 тыс. т фасованного подсолнечного масла и масла наливом на сумму около $22 млн.
Доля Польши в экспорте рафинированного масла компанией в течение 2022 года была достаточно существенной, поэтому введение запрета на импорт стало для нас неприятной неожиданностью. Кроме уже перечисленных последствий, это решение приведет к замедлению темпов отгрузки украинской агропродукции на экспорт в страны Европы. Уже сейчас мы фиксируем очереди из нескольких тысяч грузовиков на украинско-польской границе.
Сергей Нерощин отмечает, что текущий контроль за транзитом — неэффективен. А необходимость формирования сопроводительного конвоя из минимум 5-ти транспортных средств, движущихся в одном направлении к пункту пересечения границы, оборачивается штрафными санкциями для водителей, которые вынуждены самостоятельно искать попутчиков.
«Если слухи о выставлении счетов за конвоирование на перевозчиков подтвердятся, то стоимость перевозок автоматически повысится. Фактически своим решением Еврокомиссия перекрывает не только импорт в Польшу, но и реэкспорт через пункты перегрузки без статуса таможенного склада и без накопления на элеваторах. Вопрос в необходимости восстановления контроля за собственными логистическими коридорами в Черном море и на реке Дунай для Украины стоит крайне остро. Только так мы сможем обеспечить логистику агропродукции на мировые рынки — в страны Европы, Африки, Азии, Ближнего Востока. И, что важно, уменьшим регуляторные риски и снизим свою зависимость от решений по регламентации импорта/транзита в этих странах», — резюмирует Сергей Нерощин.
Людмила Лебідь, AgroPortal.ua