«В Украине будет развиваться рынок реализации овощей, и тот формат, к которому мы привыкли (сетка, мешок), будет проседать. Поэтому нужно смотреть на другие варианты сбыта. Например, в ЕС происходит поставка только мытых или очищенных овощей, поэтому планируем реализацию проекта по первичной переработке. Планировали строить холодильник, но в этом году отказались от данной идеи и решили сначала пойти в чистку и мойку овощей», — рассказывает Вадим Кричковский.
Он отмечает, что если говорить о добавленной стоимости в овощеводстве, то очень хорошо продаются сушеные овощи — они легкие, поэтому логистика будет выгодной. Но, во-первых, для таких направлений как сушка или замораживание нужно много электроэнергии, а во-вторых, эти технологии требуют значительных инвестиций.
Относительно входа новых игроков в овощной бизнес, специалист советует начинать дело с экспертизы, разработать стратегию на 5 лет и составить бизнес-план. Стартовать в овощеводстве стоит с 50 га, где обязательно должно быть орошение.
«В этом бизнесе все индивидуально. Пока не увидите земельного участка, анализа воды, почвы и других показателей, не стоит принимать никаких решений. Поэтому лучше потратить определенную сумму на экспертизу, чтобы потом не иметь значительно больших потерь», — советует Вадим Кричковский.
Также он предупреждает, что выращивать органические овощи в промышленном масштабе на поле очень трудно, поскольку технология настолько сложная и урожайность настолько мала, что заработать на таком бизнесе невозможно. 99% овощей требуют химической обработки, без этого не получить нормального качества. Поэтому, по мнению эксперта, органическое овощеводство — это сегмент исключительно для фермерских хозяйств семейного типа площадью 2-3 га.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua