Владимир Лапа: Бизнес уже понимает, что необходим эффективный контроль

13 марта 2017, 06:44 6164

«Половина выявленных нарушений на предприятиях пищевой промышленности касается неосведомленности работников об элементарных условиях хранения, обработки или переработки пищевой продукции. Мы сталкиваемся со случаями незнания, халатности, нежелания соблюдать обязательные элементарные правила, например, когда в одном холодильнике хранятся готовая продукция и сырье, а этого делать нельзя», — рассказывает председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа.

Интервью с Владимиром Ивановичем назначено уже на послерабочее время, однако на этаже с руководителем Госпродпотребслужбы остаются работать еще несколько работников. Мимо меня двое ребят проносят две большие коробки бумаг на подпись. 

— За какой период времени столько накопилось? — интересуюсь я у Владимира Ивановича.

— Это выводы экспертизы за сегодняшний день, — спокойно отвечает он и признается, что считать документы ящиками уже привык. Лапа объясняет, что потому и пытается довести реформу до конца, чтобы уменьшить бюрократию.

15 марта вы приглашены на VI Международный форум IFC по пищевой безопасности. Много внимания на мероприятии будет уделено обязательному внедрению системы HACCP осенью этого года. Каких предприятий коснутся эти изменения?

Владимир Лапа: Система HACCP будет внедрена с 20 сентября текущего года на всех крупных предприятиях, осуществляющих деятельность с пищевыми продуктами, в составе которых есть необработанные ингредиенты животного происхождения. Через год она станет обязательной для других крупных предприятий пищевой промышленности, специализирующихся на продуктах питания, в составе которых отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения (кроме малых мощностей). А еще через год, в 2019 году, это будет касаться и мелких предприятий, работающих в области пищевой промышленности. Конечная цель внедрения процедур — контроль цепей пищевой продукции, реализация ключевого европейского принципа контроля «от поля к столу». Важно, чтобы система работала на практике.

Какая ответственность для субъектов хозяйствования предусмотрена при отсутствии системы НАССР?

Владимир Лапа: Ответственность операторов рынка предусмотрена статьей 64 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов». Это штраф для юридических лиц в размере от тридцати до семидесяти пяти минимальных заработных плат, для физических лиц — предпринимателей — в размере от трех до пятнадцати минимальных заработных плат и остановка работы мощности.

Как сейчас осуществляется контроль за качеством продуктов питания в условиях запрета на проверки предприятий?

Владимир Лапа: Нынешнюю ситуацию с государственным контролем я бы назвал профанацией. Можно привести много примеров. Закон об осуществлении государственного контроля и надзора четко определяет основания для проведения проверок. Он может быть исполнен, например, по решению суда, в рамках уголовных дел и пр., из более реалистичных сценариев — это может быть плановый контроль и обоснованная жалоба физического лица.

С плановым контролем опять же есть большие вопросы. Сейчас мы ожидаем разъяснения Министерства экономического развития и Министерства юстиции, можем ли осуществлять плановый контроль. Уже было несколько попыток делать такие плановые проверки, но мы получили жалобы объектов хозяйствования и остановили этот процесс, учитывая неоднозначную трактовку законодательных норм.

Внеплановые проверки могут осуществляться по жалобе физического лица. Для этого необходимо, чтобы физическое лицо обратилось с соответствующим заявлением в территориальное управление: «Я считаю, что мои права нарушены, предоставляю заявление по форме, суть обжалования, подтверждающие документы, поэтому выйдите на проверку».

Далее территориальный орган по закону должен получить на проверку согласование центрального аппарата. Эта процедура занимает 3-5 дней, пока передаются документы, специалисты проверяют, есть ли основания для проверки. Но с первого января появилось нововведение, что, кроме этого, работники Госпродпотребслужбы должны получить согласие органа, который формирует политику в области безопасности пищевой продукции, в сфере защиты потребителей, а в отношении других отраслей государственного контроля и надзора — согласие Государственной регуляторной службы.

Поэтому на самом деле получается так, что согласие на проверку предприятия по жалобе мы должны получить в Минэкономразвития и Министерстве аграрной политики и продовольствия. А если эта проверка затрагивает еще и другие сферы контроля, например, санэпидемблагополучие, ведь есть случаи массового отравления, — тогда и в Государственной регуляторной службе. Сейчас мы начали получать согласия Минэкономразвития. Ожидаем, что в ближайшее время будет возможность получить их и в других органах.

Я имел возможность оценить, как механизм контроля работает в Европейском союзе. В странах ЕС, в случае если речь идет о потенциальном риске поступления на рынок опасной продукции и специалисты выезжают на проверку на следующий день, это уже считается поздно.

Ведь, когда приедет инспектор, это может быть уже другая продукция, а предыдущая партия пойдет на рынок. С другой стороны, если опасная продукция расходится по рынку, ее не всегда можно вернуть. Соответственно, этот риск распространяется. И система контроля, которая существует у нас сегодня, совершенно не соответствует ни европейским нормам, ни требованиям времени.

То есть после жалобы физического лица на продукцию пройдет минимум неделя, пока предприятие начнут проверять?

 

Владимир Лапа: С учетом согласования всех ответственных органов, по реалистичному сценарию, сейчас это занимает месяц. В случаях массовых отравлений мы выходим на проверки, но это осуществляется через заседания техногенной комиссии в областях.

Мы понимаем, что нынешняя ситуация — это фактически иллюзия государственного контроля. Получение разрешений, о которых я упоминал ранее, ввели для того, чтобы минимизировать коррупционную составляющую. Однако каким образом дополнительная преграда уменьшит коррупцию, непонятно, потому что мы получили более 300 согласий от Минэкономразвития и лишь около 10 отказов. То есть процент отказов минимален, а задержки со временем они создают, как и не совсем комфортную атмосферу с точки зрения государственного контроля. Поскольку ждать приходится так долго, люди приходят и задают вопрос: чем вы занимаетесь?

Логика заключается в том, чтобы через законодательные изменения создать возможность эффективного контроля и ввести инструменты, которые минимизируют коррупцию. Поэтому принятие проекта Закона «О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных» № 0906 является таким важным. Им предусмотрены проверки без предупреждения, если на рынок может попасть опасная пищевая продукция, а также плановые проверки в рамках долгосрочных планов контроля, за исключением, например, введения системы HACCP. В этом случае предприятию необходимо дать время подготовить документы. Но если есть подозрение, что на рынок выпускается опасная продукция, логично, что проверка должна проводиться без предупреждения.

На уровне бизнеса есть понимание того, что необходимо ввести эффективную систему контроля, а также есть просьба более эффективно подходить к контролю. Речь идет о цивилизованном бизнесе, который работает в рамках действующего законодательства. А рядом может работать конкурент, который, например, под видом молочного жира продает пальмовое масло. Понятно, что в таких условиях трудно выдерживать конкуренцию.

С целью минимизации возможности коррупции законопроектом № 0906 предусмотрена возможность видеофиксации процесса проверок как субъектом хозяйствования, так и компетентным органом.

Если есть претензии к инспектору — снял видео, обратился или в центральный аппарат, или в суд, обжаловал.

Какой была ситуация с проверками, когда работала санэпидемстанция?

Владимир Лапа: Ранее, до 2014 года, был плановый ежеквартальный контроль пищевых предприятий, потом было два года моратория, прошлый год — квазимораторий, то есть перегиб в другую сторону.

Сети супермаркетов сами контролируют качество продукции?

Владимир Лапа: По законодательству, продукция сопровождается документами производителя. И с точки зрения закона этого достаточно. В некоторых сетях, особенно с международным капиталом, вводят свои корпоративные стандарты, то есть в них требования более жесткие. Они имеют свои лаборатории и проводят контроль. Это не традиционная практика, но она существует.

Если Верховная Рада не примет законопроект № 0906, можно ли будет осуществлять контроль качества пищевых продуктов? Насколько критическим является принятие этого законопроекта в рамках имплементации европейского законодательства?

Владимир Лапа: Если говорить о двух документах — «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» и «О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о пищевых продуктах...», то первым ответственность за качество и безопасность продукции перенесена на уровень производителя, а во втором прописано, как ее обеспечить. Один закон без другого не работает, что мы и видим на примере ситуации на рынке.

Почему мы должны принять № 0906? Потому что это в интересах наших граждан. Откровенно говоря, мне трудно объяснять людям, почему детей дошкольных учебных заведений кормят пальмовым маслом, а мы ничего не можем сделать, потому что так прописано в законодательстве. Это не наши прихоти, а обязательства адаптировать украинское законодательство в соответствии с европейским, согласно Соглашению об ассоциации. Принятие законопроекта в целом позволит признать систему гарантирования безопасности и качества пищевых продуктов Украины эквивалентной системе контроля Европейского союза, улучшить условия осуществления экспортно-импортных операций с пищевыми продуктами, животными, кормами.

Без принятия этого законопроекта будет затруднен процесс имплементации положений законодательства ЕС, что, соответственно, может повлиять на имидж нашего государства в аспекте адаптации законодательства нашего государства в сфере применения санитарных и фитосанитарных мер. Кроме того, это может повредить экспорту товаров украинских производителей в страны ЕС.

Если не примут № 0906, нас будут ждать политические последствия. Это станет четким сигналом, что Украина не способна выполнять международные обязательства. И будет дискредитирована идея реформирования системы безопасности пищевой продукции. Это полусделанная система, когда один базовый компонент есть, а другого — нет. Такой период «полубеременности» не может длиться долго. Поэтому надеемся, что данный законопроект будет в самое ближайшее время рассмотрен в сессионном зале Верховной Рады Украины.

Спасибо за уделенное время.


Для справки: о роли государства в регулировании системы безопасности пищевой продукции в Украине и глобальных тенденциях, которые влияют на бизнес и потребителей, ведущие отечественные и мировые эксперты будут говорить более подробно на этой неделе, во время VI Международного форума IFC по пищевой безопасности.


Зоряна Гошовская, специально для AgroPortal.ua