В декабре 2015 года Зарубежная сельскохозяйственная служба Министерства сельского хозяйства США (USDA Foreign Agricultural Service) опубликовала отчет «Украина. Продовольственные и сельскохозяйственные правила и стандарты импорта». Его авторы проанализировали текущее состояние украинского законодательства в сфере контроля за безопасностью и качеством пищевых продуктов и т.п.
AgroPortal.ua выбрал ряд принятых в Украине в последние годы мер, которые, по мнению американских специалистов, существенно приблизили национальное законодательство к мировым правилам.
1. Безопасность пищевой продукции — в одни «руки»
Наиболее значительным событием в области контроля за сельскохозяйственной и продовольственной сферами и контроля качества пищевых продуктов стало создание в сентябре 2014 года единого органа — Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей. Ряд ведомств делегировали новому органу частично или полностью свои функции (Главная государственная инспекция по защите прав потребителей, СЭС Министерства здравоохранения Украины, Государственная пробирная служба и Государственная сельскохозяйственная инспекция).
Кроме того, новая госслужба приняла ответственность за безопасность ветеринарных препаратов, кормов, продуктов животного происхождения для пищевого и непищевого использования, а также функции по решению фитосанитарных вопросов (карантина растений), регистрации растений, семян, сертификации рынка и т.п.
Однако по ряду причин в 2015 г. Госпродпотребслужба не была готова начать работу. Ожидается, что полноценно фукционировать она начнет в 2016 г.
2. Ответственность бизнеса за опасные продукты
В 2013-14 гг. украинские власти сделали важный шаг: ответственность за опасные продукты на рынке была передана от государственных органов производителям и импортерам пищевой продукции.
Основные изменения были представлены в фундаментальных законах – Об основных принципах и требованиях к безопасности пищевой продукции, О ветеринарной медицине и О безопасности и качестве пищевых продуктов. Новое законодательство предусматривает гражданскую и уголовную ответственность операторов рынка за небезопасные продукты.
Был также введен новый формат — механизм отзыва продукции с обозначением конкретных сроков, а также основные требования «прослеживаемости»: импортер должен знать поставщика и клиента в цепочке по принципу «один шаг назад» и «один шаг вперед».
3. Контроля ЕС вполне достаточно
1 апреля 2014 г. Министерство аграрной политики и продовольствия Украины издало приказ «О признании эквивалентности системы контроля ЕС за производством и обращением продукции животного происхождения и сырья», который признает европейскую систему контроля эквивалентной украинской системе продовольственной безопасности и качества.
Документ открыл путь для импорта товаров, утвержденных Еврокомиссией и включенных в соответствующие реестры. Европейский номер признан необходимым и достаточным условием для импорта.
Для продуктов, не включенных в регистры ЕС, предусмотрены два альтернативных варианта: 1) импорт объектов вне списка может быть разрешен после их инспекции ветеринарной и фитосанитарной службой с введением в украинский реестр утвержденных объектов; 2) признание эквивалентности системы контроля страны-экспортера после ее проверки.
4. Единый органический контроль
Украина приняла собственное органическое законодательство в 2013 г. — со значительными изменениями в 2015-м. Сегодня продукты, сертифицированные в ЕС как органические, принимаются Украиной без дополнительной сертификации.
Также закон запрещает использование слов «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический» или префикс «био-« в названии продуктов, которые не производятся в соответствии с органическими стандартами. Импортные продукты, имеющие эти слова в названиях, должны быть переведены как «органический продукт».
5. Ввозить семена для посадки станет легче
Для осуществления импорта семян для коммерческого выпуска в Украине каждый сорт растения должен быть зарегистрирован в Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе Украины. При этом Государственный реестр производителей семян находится в компетенции Государственной сельскохозяйственной инспекции Украины. В целом процесс регистрации может занять до трех лет и стоить заявителю (владельцу, экспортеру или импортеру) $5-10 тыс., в зависимости от типа культуры и степени необходимых полевых опытов.
В связи с либерализацией законодательства, недавно было позволено сопровождать коммерческий импорт семян сертификатами, выданными Международной ассоциации по тестированию семян (ISTA) или Организацией экономического сотрудничества и развития — без их обязательной предварительной сертификации на территории Украины. На момент отгрузки экспортер семян должен планировать трех-пятидневный срок для сертификации в Украине.
Правда, авторы делают ремарку, что в момент подготовки настоящего отчета были внесены поправки в законы Украины о семенах и посадочном материале, а также «О защите прав на сорта растений», что значительно изменит регистрацию семян и импортные процедуры (например, принятие сертификатов вышеупомянутых организаций).
6. Упрощение санитарно-гигиенического контроля
Сертификация «Государственные санитарно-гигиенические выводы» отменена для всех пищевых продуктов в сентябре 2015 г. При этом, пока не реализована передача необходимых полномочий Госпродпотребслужбе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей, СЭС несет ответственность за все процедуры санитарного контроля импортных продовольственных продуктов. Она проверяет соответствие пищевых продуктов медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества (в т.ч. допустимым уровням токсичных элементов, пестицидов, микро-токсинов, бактериальных загрязнений и радионуклидов) и ставит необходимые печати на документы по импорту.
Сергей Ляликов, AgroPortal.ua (по материалам USDA Foreign Agricultural Service)