Функционирование украинского морского коридора из портов Большой Одессы привело к уменьшению ставок фрахта и стоимости страхования. Зато отправка зерна через дунайские порты становится менее целесообразной.
Об этом рассказал директор и владелец логистической компании TEUS Дмитрий Казанин в колонке на ЦТС.
Он отметил, что сейчас ставки фрахта для барж, работающих на Дунае, вышли уже на довоенный уровень. Доставка в румынский порт Констанца начинается от 10-12 $/т груза.
Что касается портов Большой Одессы, то, по его словам, сейчас стоимость перевалки там колеблется от 15-16 $/т по прямому варианту до 21-23 $/т в формате работы через склад.
«Разница в почти 100 грн на тонне между доставкой в порты Большой Одессы через железную дорогу и в порт Измаил является ощутимой. Для таких грузов как кукуруза и пшеница такая разница в ставках может быть решающей с позиции экономической целесообразности. К тому же в портах Дуная есть ограничения осадки для судов», — говорит эксперт.
По его мнению, часть грузов все же может оставаться в портах Дуная. Это касается нишевых культур — таких как, например, просо. Подобные культуры не отправляются большими партиями, а для маленьких партий подходят именно порты Дуная. Также это, например, шрот, удобрения, минеральные грузы, которым не хватает места в портах Большой Одессы.
«Было бы хорошо, если бы для поддержки активной работы портов Дуная государство выступило регулятором... Например, ситуация с их конкурентоспособностью могла бы существенно измениться в лучшую сторону, если бы, к примеру, «Укрзализныця» предложила скидки на тарифы для доставки в эти порты. Это могло бы вернуть грузопоток на направление Измаил. Что касается порта Рени, то стоит минимизировать транзит через территорию Молдовы, который на сегодня составляет 6-7 €/т. Было бы здорово его уменьшить хотя бы до показателя 1,5 €/т для возвращения экономической целесообразности», — резюмировал Казанин.