Подавляющее большинство требований польских перевозчиков, из-за которых они планируют заблокировать ряд пунктов пропуска на украинско-польской границе, являются невыполнимыми.
Об этом сообщил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач агентству «Интерфакс-Украина».
«Нереалистичным является требование вернуться к системе выдачи разрешений для работы в Евросоюзе украинским перевозчикам. Сейчас между Украиной и ЕС действует соглашение, согласно которому украинские перевозчики ездят без разрешений в странах ЕС. Соглашение о либерализации грузовых перевозок, согласно которому это происходит, действует до конца июня 2024 года. И здесь важно понимать, что соглашение действует в обе стороны: наши перевозчики ездят без разрешений, европейские перевозчики едут в Украину с такими же условиями. То есть отменить действие соглашения на уровне правительства Польши просто невозможно», — говорит Деркач.
Польские перевозчики не впервые озвучивают такие требования, отметил он. Скорее всего, они хотят заложить основу на следующий год и повлиять на переговоры по пролонгации соглашения, считает замминистра.
По словам Деркача, польские перевозчики являются крупнейшими игроками в отрасли грузовых перевозок в Европе. В общем объеме транспортных средств (ТС), осуществляющих грузовые перевозки в Европе, на Польшу приходится более половины. В то же время украинские перевозчики осуществляют перевозки преимущественно из Украины и в Украину, а не между странами Европы.
«Они никоим образом не могут влиять на грузовые тарифы, обваливая их, как некоторые пытаются утверждать», — подчеркнул заместитель министра.
Странным, по его словам, является и требование об ужесточении правил перевозки по ЕКМТ (специальное многостороннее разрешение, которое дает возможность осуществлять перевозки в течение года тем перевозчикам, которые являются участниками системы квот ЕКМТ. — Ред).
Правила, в соответствии с которыми осуществляются перевозки, распространяются абсолютно на всех перевозчиков стран—членов ЕКМТ. Они утверждены давно, доступ к получению разрешений имеют те перевозчики, у которых транспортные средства Евро-5 и Евро-6. Распределение этих разрешений в Украине происходит через конкурс, на котором к перевозчикам выдвигают жесткие требования.
Введение отдельной очереди для ТС на еврономерах, по словам Деркача, будет нечестным не только по отношению к украинским, но и к перевозчикам из других стран.
«На границе у нас нет отдельной очереди для украинских водителей — едут все, кто зарегистрировался. Через территорию Украины также ездят перевозчики из Турции, других стран. Если ввести отдельную очередь, они будут ждать, пока не проедут ТС с номерами Евросоюза. Также нет отдельной очереди для украинских грузовиков ни в одной стране ЕС», — отметил замминистра.
Что касается отдельных очередей для пустых фур, то на сегодня на границе с Польшей их пропускают два пункта — «Устилуг-Зосин» и «Нижанковичи-Мальховице».
«Открытие дополнительных ПП для проезда только пустых ТС нереально, потому что Украина заинтересована в том, чтобы как можно больше ПП работали на выезд загруженных автомобилей, что способствовало бы увеличению объемов экспорта и укрепляло нашу экономику», — пояснил Деркач.
Для пропуска пустых транспортных средств, по его словам, может быть открыт ПП «Угринов-Долгобичув», что предлагали польской стороне.
Кроме того, польским перевозчикам не нужно регистрироваться в системе «Шлях».