Механизм ограничения в согласовании планов на погрузку экспортных грузов по железной дороге в направлении западных переходов необходимо возобновить.
Об этом говорится в обращении ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» к председателю правления АО «Укрзализныця».
Как отмечается, 11 ноября 2022 г. было сообщено о решении АО «Укрзализныця» временно приостановить ограничения в согласовании планов на погрузку экспортных грузов по железной дороге.
«До июля 2022 г. планы по погрузке вагонов в направлении западных железнодорожных переходов не ограничивались пропускной способностью этих переходов. Соответственно отправители грузили во все имеющиеся вагоны без ограничений, чтобы стать в физическую очередь на эти переходы.
В результате с марта по июнь 2022 г. было накоплено более 42 тыс. вагонов в очередях в направлении западных переходов. Грузы месяцами простаивали на станциях, возник дефицит пустых вагонов из-за сформированного «склада на колесах», усложнилась работа железной дороги на переходах из-за забитых сортировочных станций и путей, скорость и эффективность перевозок снизилась, а стоимость использования вагонов и соответственно перевозок выросла в разы», — напоминают в УКАБ.
С июля 2022 г. АО «Укрзализныця» выработала механизм согласования с иноперевозчиками заявок-планов на месяц и алгоритм ограничения планов по нагрузке на месяц в соответствии с фактической способностью по перевозке за месяц и ранее сформированной очередью. Благодаря этому на 10 октября 2022 г. удалось уменьшить очередь в направлении западных переходов до 14,6 тыс. вагонов, повысить эффективность и скорость перевозок и снизить стоимость пользования вагонами до более приемлемого уровня.
По данным УКАБ, по состоянию на 9 ноября 2022 г. наличие груженых вагонов в направлении западных переходов составляло 18,2 тыс. вагонов, что составляет расчетную ориентировочную среднюю очередь в 11 суток относительно фактической среднесуточной сдачи. То есть сформированная очередь является достаточной для поддержания высоких показателей сдачи по переходам в ноябре, по некоторым переходам очередь составляет более 20 суток.
«Отсутствие ограничения на погрузку грузов в вагоны в направлении западных переходов повлечет существенный рост очередей (особенно на переходах, которые сейчас и так загружены), снизит скорость и эффективность перевозок, вызовет повторный искусственный дефицит пустых вагонов и приведет к росту стоимости пользования вагонами. Фактически может произойти повторение сложной ситуации мая-июня 2022 г. на железнодорожной сети с чрезмерным накоплением очередей и соответствующими негативными последствиями», — отмечается в обращении.
Такой подход снова увеличит стоимость перевозки и существенно снизит доход, который получат сельхозпроизводители. Усугубление убыточности и уменьшение доходов производителей зерна существенно уменьшит их способность к посеву под урожай 2023 г. и ожидаемый валовой сбор зерна, а следовательно, уменьшит объемы перевозок его по железной дороге в следующем году, считают в УКАБ.