Прибылью украинских аграриев не озабочены в ЕС

25 июля 2023, 12:02 2208

Украинский аграрный экспорт попал в ситуацию, когда влияние нескольких неблагоприятных факторов грозит падением внутренних цен на зерно, если сравнить с мировыми ценами, и параллельным подорожанием логистики.

Об этом заявил эксперт логистики, член Комитета по логистике ЕБА Юрий Щуклин.

Первым фактором падения внутренних цен на зерно становится рискованность причерноморской логистики из-за ракетных обстрелов портов и угроз рф, отмечает эксперт. Трейдеры, которые решат провозить товар этим путем, обязательно заложат в свою маржу риски уничтожения товара ракетами. В порты поедет меньше зерна.

«Производителя поставят в условия, что он будет отправлять зерно без предоплаты и получать деньги только тогда, когда зерно выедет за пределы Черного моря», — прогнозирует Щуклин, объясняя, что зерно будет покупаться по дешевке, мотивируя это сверхвысокими рисками. 

В то же время фактором удорожания логистики становится отсутствие альтернативного канала транспортировки украинского зерна.

«Чем больше путей экспорта, тем дешевле логистика на каждом пути, потому что они конкурируют, и наоборот. Логистическая цепочка — это стоимость вагона, перевалки, то есть несколько составляющих. И каждая из них дорожает, если этот путь единственный», — добавил эксперт. 

Щуклин отмечает, что без дешевой логистики через европейские границы есть риск окончательно убить у агрария любое желание выращивать продукцию. 

«Нужно сделать логистику через страны ЕС такой эффективной, чтобы путин потерял смысл бить ракетами по нашим портам. Как сделать эту цену дешевле? Да просто надо убрать лишние расходы и устранить всех, кто спекулирует на войне, по обе стороны границы», — заявил Юрий Щуклин. 

Он отметил, что Еврокомиссии предлагали технологию и систему планирования железнодорожных перевозок, которая исключит необоснованные расходы, коррупционную составляющую. 

«К сожалению, чиновникам ни с нашей, ни с европейской стороны это оказалось неинтересно. Атланты, на которых держится украинский аграрный сектор, должны осознать, что никто не заинтересован по обе стороны границы в их успехах и прибылях. Если они хотят сохранить бизнес, они должны спросить: кто и что мешает внедрить современные принципы логистики, ответственное планирование, с помощью которых мы откроем Европу и сделаем логистику дешевле?» — задает вопрос эксперт. 

И отвечает, что нужно открывать границы, нужно отменить эмбарго. И система прозрачного ответственного планирования, как калькулятор, предоставит аргументы математические тем, кто закрывал границы — чтобы они передумали это делать и открыли. Чем больше у Украины будет путей экспорта, тем дешевле будет логистика на всех путях.