Петля для агропроизводителей: как хронические недостатки железнодорожных грузоперевозок добивают агросектор

30 октября 2025, 07:00 199
Юрий Щуклин

За январь сентябрь 2025 года падение аграрного производства составило 14%, в частности в растениеводстве — 16,4%. На этом фоне «Укрзализныця» ведет себя с аграриями так, как будто это не грузовая база, которую нужно лелеять и беречь, а ресурс, который нужно «общипывать» при любых условиях.

По словам участников рынка, УЗ в течение октября:

  • ограничила доступ к собственным зерновозам и перевела распределение вагонов в формат английских аукционов;
  • варьирует количество заявленного «рабочего парка», влияет на показатели оборота (которые выросли до 15 суток), создавая ощущение дефицита зерновозов;
  • не применяет конвенции для предотвращения заторов, хотя фактическая выгрузка в портах  до 1 000 вагонов/сутки.

Эти действия вызвали предсказуемый эффект: стоимость железнодорожной логистики выросла в течение недели на $10 и в настоящее время составляет в среднем $35/тонна; стоимость пользования вагонами не соответствует реальному соотношению спроса/предложения, а аграрии в год падения производства теряют маржу. Это не просто рыночный сбой, а прямое следствие порочной системы.


Полный текст доступен на украинском языке

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.