Европейская Бизнес Ассоциация призывает продумать стратегию и начинать развивать пути для экспорта из Украины по железной дороге в польские и литовские порты.
Как говорится в сообщении ЕБА, такая необходимость продиктована нарушением договоренностей со стороны рф, что поставило под вопрос дальнейшее функционирование зернового коридора.
Эксперты считают необходимым рассмотреть возможность построения через территорию Польши новой железнодорожной колеи стандарта 1520 мм. Представители ассоциации уже обратились с соответствующим предложением к властям Польши. Предполагается, что ширококолейная железная дорога соединит украинскую и литовскую железнодорожные сети, а также присоединит к ним порт Гданьск. Это достаточно длительный процесс и, по подсчетам экспертов, может составить до 5 лет, поэтому, собственно, бизнес и предлагает подумать об этом уже сейчас.
«Одним из крупнейших и ближайших к Украине европейских портов является порт Клайпеда (Литва), который имеет значительные перевалочные мощности и через который, по информации экспертов ассоциации, Республика Польша также импортирует энергетический уголь. В то же время возможности Клайпедского порта не используются в полной мере из-за разницы в стандартах железнодорожных путей. Ведь в странах Балтии, как и в Украине, ширина колей составляет 1520 мм (а в Польше — 1435 мм), поэтому при сообщении с Польшей возникают трудности с переходом поездов на европейскую колею и наоборот», — объясняют в ЕБА.
В то же время железная дорога в польские и литовские порты может быть реализована как путем реконструкции существующей железнодорожной сети и строительства комбинированной колеи, так и строительства отдельной железнодорожной ветки.
«Прокладка ширококолейной железной дороги через территорию Польши позволит удешевить транспортировку грузов и повысить мобильность населения всех вовлеченных стран, уменьшить дефицит подвижного состава, упростить логистику для Республики Польша при импорте/экспорте товаров из/в страны Балтии и их портов, уменьшить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду, привлечь дополнительный транзитный грузопоток, что будет способствовать достижению целей Стратегии устойчивой и разумной мобильности ЕС и т.п. Более того, интегрировать и развивать железнодорожное сообщение с Украиной и обезопасить Украину от российского шантажа относительно транспортных коридоров», — считают в ассоциации.
Бизнес, работающий в Украине, настроен использовать такой транспортный коридор для экспорта из Украины продукции сельскохозяйственной деятельности, металлургии, горнодобывающей и химической промышленности, строительных материалов, нефти и нефтепродуктов, других товаров, а также гарантировать использование коридора в будущем.
В ЕБА уверены, что реализация проекта обеспечит значительный положительный экономический эффект как для Республики Польша, так и для Украины не только за счет увеличения экспортно-импортных мощностей, но и в результате объединения экономического пространства Польши, стран Балтии и Украины.