АО «Укрзализныця» не выставляет весь свой вагонный парк на аукционы, что существенно смещает точку пересечения кривых спроса и предложения в сторону увеличения цены.
Об этом сообщают аграрии в материале AgroPortal.ua «Ажиотаж на аукционах: как Укрзализныця поднимает цены ручным распределением вагонов».
В результате таких действий, добавляют в ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ), аукционы УЗ по аренде вагонов-зерновозов превратились в ручной инструмент для манипулирования и обогащения на аграриях, у которых альтернативы перевозки отсутствуют.
«Искусственный ажиотаж на аукционах УЗ и ограничение предложения по вагонам сравнимы с продажами воды в жару. К примеру, у нас есть 2 т воды, но мы продаем только по 100 л в день. Конечно, все борются за 100 л, ведь завтра аукциона может и не быть, а через несколько дней выставляют на аукцион 150 л. Будет ли когда-нибудь еще аукцион — неизвестно, изменения происходят изо дня в день, что создает еще большее напряжение и повышение цены», — констатирует гендиректор УКАБ Олег Хоменко.
По его словам, при отсутствии конкретного порядка проведения аукционов никто не несет и ответственности, поскольку нечего нарушать при неутвержденных процедурах.
При этом эксперт рынка логистики, глава ГС «Цифровые пути свободы» Юрий Щуклин добавляет, что данные с сайта самой УЗ являются неопровержимыми доказательствами ограничения предложения вагонов и изменения правил: «Например, осенью 2023 года каждый последующий аукцион был по другим правилам, с другой количеством вагонов, с другой скоростью».