Парижское мероприятие осталось незамеченным в Украине. AgroPortal.ua расспросил народного депутата Украины, специалиста по энергетике и экономике изменения климата Алексея Рябчина, который посетил Глобальный климатический форум, что собой представляет парижское соглашение и чего ожидать аграриям от изменения климата.
Алексей Михайлович, многие утверждают, что глобальное потепление «на руку» аграриям. Так ли это на самом деле?
Алексей Рябчин: Эта версия имеет много сторонников, но она однобокая. С одной стороны, изменение климата в сторону потепления, теоретически может дать нам возможность собирать больше урожая. С другой стороны, мало кто просчитывает последствия изменения природного ландшафта, которые будут. Речь идет об осушенных реках, недостаточном орошении, болезни растений, изменении солнечного и ветрового режимов.
Т.е. никто не просчитывает другие природные изменения.
Точно также люди говорят, что можно будет сэкономить на отоплении, сжигая меньше газа в более теплые зимы. Однако никто не задумывается, насколько больше мы будем тратить наших ресурсов на охлаждение, кондиционирование, электричество, на адаптацию к этим вещам.
Нужно все четко просчитывать, а не строить теории на полунаучных фактах.
Что представляет собой парижское соглашение, принятое в конце года?
Алексей Рябчин: В Париже был принят документ, согласно которому порядка 200 стран обязуются сократить выбросы. Подписание соглашения запланировано на апрель. Далее у всех стран будет несколько лет на ратификацию его национальными парламентами.
Это, своего рода, глобальные рекомендации, а уже каждая страна адаптирует их под себя.
Кто в Украине отвечает за все этим вопросы?
Алексей Рябчин: Министерство экологии и природных ресурсов. У них есть соответствующая киотская инфраструктура, специалисты, но, к сожалению, у нас это не приоритет национальной политики, в отличии от других стран, где соглашение об изменении климата и все стратегии интегрированы в одну, так называемую, энергетически-экологически-экономическую стратегию низкоуглеродного развития.
Более того, за последние несколько лет экологические функции мигрировали между разными ведомствами.
Так, в Украине существует проблема с координацией в разных министерствах и ведомствах: Минприроды, которое располагает киотскими деньгами, Министерство энергетики, которое по идее должно быть заинтересовано в снижении потребления энергии, Министерство экономики, которое должно разрабатывать соответствующий проекты энергоэффективности, Министерство финансов, которое должно выдавать на это деньги. Минагропрод, как один из бенефициаров изменений климата.
Однако действия их между собой, к сожалению, плохо координируются.
Как достичь симбиоза?
Алексей Рябчин: Мы говорим о сложном устройстве мира. Мы живем уже не в индустриальную эпоху, а в эпоху экономики знаний.
Соответственно, сейчас ценится очень много междисциплинарных вещей, которые граничат на стыке различных наук и секторов. Сегодня прогрессивные правительства разных стран мира переформатируют министерства в соответствии с этими требованиями междисциплинарности, ведь организационная структура органов, которые несут ответственность за принятие сложных решений и решения комплексных проблем должно идти в ногу со временем — это является залогом эффективного управления.
Алла Стрижеус, AgroPortal.ua