Напомним, что первое заседание аграрного Комитета состоялось 18 февраля в 9.00. На нем в срочном режиме обсуждался доработанный к повторному второму чтению проект Закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов» №2279, поскольку законопроект стоял в четверг в повестке дня Верховной Рады и был принят на утреннем заседании 228 голосами. С чем и поздравил коллег глава парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Тарас Кутовой, открывая послеобеденное заседание.
Несмотря на большое количество законопроектов, стоящих в повестке дня — всего 18, обсуждение длилось недолго, поскольку их можно разделить на две основных темы:
По первой группе законопроектов Тарас Кутовой озвучил позицию авторов, которые просили перенести рассмотрение своих законодательных инициатив до регистрации в парламенте единого законопроекта. «Поэтому мы заслушаем некоторые законопроекты, но принимать решение будем только тогда, когда будет единый законопроект», — уточнил глава Комитета.
Свои законопроекты представили народные депутаты: Юрий Деревьянко из Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции — автор №1139, заместитель главы аграрного Комитета Вадим Ивченко — соавтор №1252, и член аграрного Комитета Вадим Нестеренко — автор №2322.
Юрий Деревьянко просил коллег уже сейчас принять один из зарегистрированных законопроектов за основу, вокруг которого объединиться всем авторам, поскольку, «если мы сегодня только создадим рабочую группу, то эта работа затянется на месяца два-три. А его очень ждут все главы объединенных территориальных общин, это более 1,5 млн жителей Украины».
Тарас Кутовой возразил: «Мы не можем взять один из законопроектов за основу, потому что у них есть противоречивые нормы. Поэтому, пока не будет единой позиции, комитет не может принимать решение. У нас задача стоит не просто побыстрее внести законопроект в сессионный зал, а чтобы он был поддержан в зале». Он подчеркнул, что аграрный Комитет никогда не затягивает свои решения.
Юрий Деревьянко согласился и попросил, чтобы при формировании единого законопроекта учесть его позиции, которые изложены в №1139, поскольку №3510 касается только объединенных общин, а №1139 — всех сельских громад.
Вадим Ивченко еще раз подтвердил, что снимает законопроект №1252 с рассмотрения в пользу объединенного. «Исходя из того, что мы сегодня имеем уже 159 территориальных объединенных общин, №1159 и №1252 потеряли свою актуальность, поскольку в них говорится только про села и поселки. Второе — мы сегодня говорим о передачи земель в распоряжение, а №1159 говорит о передаче их в собственность территориальным громадам», — сказал он.
Народный депутат от Радикальной партии Олег Ляшко и первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Василий Амельченко заверил коллег, что законопроект его соавторства №3510-1 — самый комплексный и включает все предложения по решению вопросов касательно урегулирования управления земельными ресурсами в пределах территорий объединенных территориальных общин, накопившимися на протяжении последних нескольких лет. Он призвал всех народных депутатов взять участие в наработке единого законопроекта на эту тему, взяв за основу именно №3510-1.
Не согласен с Василием Амельченко аграрный эксперт Марьян Заблоцкий, который считает, что за основу нужно брать законопроект №3510. По его мнению, законопроект №3510-1 предусматривает предоставление Госгеокадастру несвойственных полномочий. А законопроект №3510 является более взвешенным, направленным на расширение полномочий органов местного самоуправления и решения ряда вопросов, касающихся образования объединенных территориальных общин.
Порадовал народных избранников своей позицией по данной группе законопроектов присутствующий на заседании глава Госгеокадастра Максим Мартынюк.
«Относительно предложения опять передать земельные полномочия райгосадминистрациям, то они были еще более неэффективными и корумпироваными, чем органы Госгеокадастра. Альтернативы передачи земель органам местного самоуправления нет. Мы поддерживаем мероприятия относительно стимулирования объединения территориальных общин. Тем более, что в результате такой передачи сократится число органов, которые принимают решения относительно распоряжения землями. Их должно остаться два: орган местного самоуправления и КМУ в отдельных случаях», — отметил он.
Это может означать, что больше не будет препятствий для принятия решения о передаче земельных полномочий местным общинам, как это было на протяжении последнего года с законопроектом №1159.
Максим Мартынюк также акцентировал на необходимости решения вопроса о возобновлении контроля по охране и использованию земель. «Есть целый комплекс проблем, связанный со снижением качества грунтов, что приводит к самозахвату земель, разорению пастбищ. 30% земель госфонда используется без соответствующих правовых документов. Поскольку такие специалисты и базы данных есть именно в Госгеокадастре, чего не имеют местные органы самоуправления, мы поддерживаем предложение, чтобы контрольные функции оставались за госорганом с одновременной передачей функций распоряжения землями территориальным общинам», — сказал он.
По восьми законопроектам, которыми предлагается возобновить действие специального режима налогообложения для сельхозпроизводителей, комитет принял решение рекомендовать налоговому комитету и ВР взять за основу и принять именно законопроект №3851-1, в котором собрана единая позиция большинства народных депутатов. Но, уважая всех авторов, не отклонять остальные законопроекты и рассмотреть их все вместе.
И завершением заседания аграрного комитета стало решение подготовить проект закона об основах государственной политики по развитию сельского хозяйства и сельских территорий в Украине до 2020 г., предложения к которому народным депутатам нужно предоставить до 5 апреля 2016 г.
Екатерина Золотаренко, AgroPortal.ua