Заблокированная логистика и искусственный дефицит вагонов. Осенняя посевная кампания может не состояться

20 июля 2022, 06:36 4599

Украинские аграрии уже заявляют о том, что озимые культуры высевать не будут, поскольку это заведомо убыточное дело из-за низкой стоимости зерна и дорогостоящей логистики. В компании Cygnet Agrocompany отмечают, что на данный момент планируют увеличивать долю масличных культур из-за того, что их стоимость выше, соответственно, влияние логистики меньше.

Генеральный директор Cygnet Agrocompany Игорь Шилюк констатирует, что стоимость кукурузы в морском порту Констанца в Румынии в первые месяцы войны была 330-340 $/т, сейчас — 280 $/т, но нужно учесть, что стоимость логистики значительно возросла.

propData.content.image
Игорь Шилюк, генеральный директор Cygnet Agrocompany

Агропроизводителю сегодня продавать зерно очень сложно из-за блокады портов. Мы продаем как на западные границы, так и на дунайские порты. Но все же понимаем, что и там, и там мощности по экспорту ограничены. Во-первых, физически сложно вывезти имеющиеся объемы зерна, во-вторых, еженедельно какая-то составляющая логистики растет в цене. Если еще в мае стоимость логистики в порт Констанца составляла 80-90 евро/т, сейчас — 180 $/т доставка в Констанцу через Рени.

Еще один вызов перед украинским аграрием — невозможность спланировать отправки, поскольку вагонов «Укрзализныци» физически нет, все они загружены зерном, стоят в очереди на западных границах.

«Сейчас невозможно пользоваться железной дорогой ни на западные границы, ни в порт Рени из-за того, что «Укрзализныця» не планирует грузовые отправки. В предыдущие месяцы было загружено гораздо больше того, что может пропускать граница. К примеру, наши загруженные вагоны стоят почти 2 месяца и еще близко к границе не подошли. Ожиданий, когда это должно произойти, на данный момент нет», — отмечает Игорь Шилюк и добавляет, что за такой период простоя в вагонах зерно может портиться.

Он также подчеркивает, что нонсенс ситуации в том, что в прошлые годы через порты отгружалось 5-7 млн т зерна, и вагонов хватало. Сейчас пропускная способность границ составляет около 1 млн т, но наблюдается значительный дефицит.

«Конечно, «Укрзализныця» работает в сверхсложных условиях, но из-за невозможности спланировать движение вагонов создана огромная проблема для всей индустрии», — отмечает агропроизводитель.

Еще одна проблема, которая возникает перед экспортером, — несоблюдение сроков доставки зерна по контрактам: «Мы контрактуемся с трейдером, куда должны привезти зерно в определенный срок. Как правило, это месяц. А из-за задержки отгрузок «Укрзализныци» есть проблемы с невыполнением контрактов, что в свою очередь сказывается на цене. То есть мы несем дополнительные расходы, поскольку трейдеры дисконтируют цену из-за задержек».

Из-за созданного искусственного дефицита вагонов стоимость доставки до границы достигает около 2 400 тыс. грн/т. «До войны стоимость доставки составляла 500-600 грн от наших элеваторов (Житомирская и Винницкая области). То есть, стоимость выросла уже в 4-5 раз».

Игорь Шилюк отмечает, что повышение тарифа «Укрзализныци» является небольшой составляющей роста стоимости логистики, основная проблема — дефицит вагонов. На аукционах по их распределению стоимость растет в разы. По его мнению, государственный монополист должен думать, каким образом удешевить стоимость доставки в порты, поскольку при имеющейся на сегодня стоимости у агропроизводителей будут огромные убытки. Как следствие — осенняя посевная кампания под большим вопросом. «Я прогнозирую, что значительная часть площадей просто не будет засеяна», — предполагает гендиректор Cygnet Agrocompany.


Наталия Помянская, AgroPortal.ua