Ягоды относят к группе наиболее полезных продуктов, спрос на которые повышается. На рисунке 1 видно, что объем производства ягод в странах ЕС и странах — крупнейших поставщиках рынка Европы ежегодно растет в среднем на 6,2% за последнюю пятилетку.
Дополнительным сигналом, что рынок находится в активной фазе положительного долгосрочного тренда, является увеличение внешней торговли ЕС на рынке свежих ягод.
Украина уже сегодня достигла определенных успехов на европейском рынке свежих и подготовленных ягод. Так, в 2015 году украинские предприятия отправили в ЕС-28 651 тонну клубники свежей и подготовленной (замороженной и др.), на общую сумму $944,7 тыс. Других ягод, таких как малина, ежевика, плоды шелковицы и гибрид ежевики с малиной, Украина экспортировала в ЕС-28 5154 тонны, на $6,8 млн. Экспорт украинских ягод свежих и подготовленных, кроме клубники, составляет львиную долю экспорта ягод в ЕС-28, а именно — около 84% по стоимости и объемам. Если в 2014 году Украина экспортировала в ЕС ягод только на €3,4 млн (около $4,3 млн), то в 2015 году — на $7,7.
Львиная доля рынка, около 72% производства в ЕС-28, ягод свежих и подготовленных или замороженных, занимает клубника. По данным Eurostat, рынки ЕС как внутри Союза, так и снаружи достигли определенного уровня насыщенности, и в 2014 году после введения санкций Россией рынок клубники просел, так, производство упало на 17%, цены импорта потеряли 8,7%, экспорта — упали на 6,2%. Однако среднегодовой рост производства в странах-лидерах сохранился на уровне 7,1%. Поэтому на рынке свежей и замороженной клубники будет усиливаться конкуренция между производителями Испании, Польши, Италии, Германии и Великобритании. На рисунках 3 и 4 отражены тенденции внешней торговли в Европе.
Таким образом, клубника остается интересным рынком для украинских производителей, однако более доходными являются другие рынки: малины, ежевики, черники, шелковицы, смородины, крыжовника и смородины, и они стремительно развиваются.
На рисунке 5 отражены тренды внешней торговли ягодами, кроме клубники, среди стран ЕС-28. Показатели 2016 г. — прогноз. Данные Eurostat свидетельствуют о постепенном росте рынка в странах ЕС-28. Причина этого — не только рост дефицита свежемороженых ягод, но и общеевропейский тренд увеличения внимания к культуре потребления и изменения диеты в сторону продуктов с низким добавленным сахаром, экологических и локальных продуктов, а также продуктов, готовых к употреблению в свежем виде. Потребители в развитых странах все больше придерживаются здоровой диеты в повседневном рационе.
Тенденция стремительного роста спроса на продукцию ягодоводства из-за пределов Европейского союза сохраняется уже 5 лет подряд. Низкая насыщенность рынка в ЕС способствует тому, что цены импорта растут быстрее, чем физический объем торговли. Это свидетельствует о хороших перспективах для украинского производителя на этом рынке. Вслед за ростом глобального спроса на ягоды повышаются и цены экспорта.
Итак, рынок свежемороженых ягод в ЕС открыт для украинского производителя. Этот фактор он может использовать для развития собственного бизнеса при условии системного подхода к вхождению на рынок.
Для справки: EU 28 Extra — регион, включающий 28 стран ЕС и крупнейших торговых партнеров.
Александр Донченко, эксперт аграрных рынков УКАБ специально для AgroPortal.ua