Клуб агроэффективности: когда цена на виноград падает — нужно делать джем

25 сентября 2018, 06:28 3123

У виноградаря Александра Перекупенко есть свое четкое правило: как только цена на его ягоды падает ниже 10 грн/кг, он делает из них душистый джем. Или чисто виноградный, или еще с добавлением малины. Так решает проблему со сбытом.

Предприниматель недоумевает, почему другие семейные хозяйства тоже так не делают, ведь это выгодно.

Александр с двумя сыновьями содержит участок с более 3 тыс. виноградных кустов в 15 километрах от Запорожья. Виноградарство — семейная традиция, ягоды выращивали и отец, и дед Александра. Перекупенко работал кузнецом на заводе «Запорожсталь», а теперь полностью сосредоточился на винограде.

Говорит, плохих сортов не бывает. Просто надо терпеливо и постепенно отбирать те, которые более пригодны именно к конкретному региону и особенностям климата. Признает: погода меняется, зимы стали теплее. Свой виноград хозяин не укрывает.

Охотно приходит советоваться с коллегами и учеными на ежегодную выставку-конференцию «Золотая гроздь Украины». В этом году выставлял свою продукцию и на дегустацию, и на продажу.

Конечно, большинство урожая продает свежим на рынок, часто продукцию забирают оптовики.

Профессиональным помощником в реализации становится и сын Станислав, который учится в колледже при Запорожском институте экономики и информационных технологий. Станислав активно общается с посетителями ярмарки, рассказывает об особенностях семейного винограда. Но главное — он уже создал для своего хозяйства собственный сайт vinogradnikzp.com и пытается наладить интернет-реализацию.

Варить джем в семье Перекупенко — это тоже сугубо мужское дело. Консервацию начали делать с прошлого года, когда резко почувствовали падение цен. Бочки, прессы, дрели готовят сами. Докупают банки, крышки. Говорят, что все обходится в копейки.

К ягодному варенью добавляют процентов 10 сахара, чтобы не было кислинки. «Остальные детали рецепта — семейный секрет, — улыбаются заговорщически. — Главное — все натуральное!»

Большинство готовой консервированной продукции оптом забирают уже знакомые с этими вкусами потребители. Постепенно добавляются и интернет-пользователи.

Магазинным сетям фермеры пока не доверяют. «Мы не уверены, что наши драгоценные баночки поставят в хорошем месте, а не где-то на солнце, чтобы испортились. Да и остерегаемся, что с возвратом денег долго придется ждать. Надежнее продавать самим», — рассуждают виноградные предприниматели.