Роман Шеремета: Студент с дипломом заработает в США на $1 млн больше, чем не закончивший обучение

14 февраля 2022, 06:00 2906

Украине рекомендуют перенять опыт реформирования системы образования разных стран, ведь основа уже заложена — дальше нужно только адаптировать под свой менталитет, традиции и законы. А как насчет создания в Украине университета, полностью построенного на западных принципах?

Американский университет в Киеве запускает уникальную модель высшего образования, обеспечивающую инновационный глобальный опыт обучения.

На каком этапе стоит реформировать образование и что самое важное в учебном процессе — рассказывает AgroPortal.ua ректор Американского университета в Киеве и профессор экономики университета Кейс Вестерн Резерв (США) Роман Шеремета.

Сегодня существует множество курсов и программ, где через год можно получить специальность и начать карьеру. Нужен ли университет вообще как место для получения образования?

Роман Шеремета: На мой взгляд, университет имеет несколько целей. Первая — дать профессиональное образование, чтобы студенты получили знания и навыки, которые будут полезны их карьере. Но фактически в Украине это не так, и компаниям нужно самим учить выпускников, поскольку большинство преподавателей не знают о нуждах работодателей.

Вторая — университет создает связи между людьми. Если вы поступили в Гарвард, то будете учиться с людьми, которые фактически меняют этот мир. И такие связи, безусловно, будут важны для будущей карьеры.

Третья цель состоит в теории отбора — более способные идут учиться в университет, а менее способные — нет. Поэтому диплом имеет ценность, если он происходит из университета, где состоялась такая селекция.

Четвертая — научить ценностям и помочь сформироваться как личность. Университет должен создать такую среду, где человек научился бы самостоятельно думать и перенял правильные ценности, такие как добродетель, свобода выбора и т.д.

Каждое правительство пытается реформировать высшее образование. К примеру, в 2020-2021 годах в Украине был создан совет по вопросам развития высшего и профессионально-технического образования для того, чтобы определить, в каких специалистах нуждается современный рынок. Но следует ли менять образование уже на конечном этапе? Возможно, стоит начать со школы или даже детсада?

Роман Шеремета: Во время учебы в школе и в первые годы университета преподаватели американской системы образования пытаются открыть студентам весь мир знаний: они говорят о биологии, географии, экономике и т.д. Поэтому часто бывает, что студент, учась в школе, берет университетские классы, которые зачисляются в школьную программу, или наоборот — выбирает школьные предметы, которые сможет перезачесть уже в университете. У нас такого, к сожалению, нет, но это классный опыт.

Что касается образования в Украине, то мне неоднократно предлагали приобщиться к формированию этой сферы на законодательном уровне, но я отказывался. Почему? Поскольку для того, чтобы что-либо менять, должна быть политическая воля, которая будет помогать вводить эти изменения. Учитывая, как менялись наши министры образования, такая воля — отсутствует.

Гораздо эффективнее делать эти изменения снизу вверх. Поэтому я переезжаю в Украину в роли ректора Американского университета в Киеве, чтобы показать, как эффективно может работать университет, и следовать при этом — возвращаемся к первому вопросу — всем его целям.

Как сделать образование ближе к бизнесу? Ведь очень часто в Украине процесс прохождения производственного обучения является «галочковым».

Роман Шеремета: Вообще практика в западной системе образования играет немаловажную роль. Когда во время обучения в университете студент проходит практику в определенной компании, то часто он там остается работать. Да и на будущее, если в резюме местом практики указана какая-нибудь крутая компания, то это засчитывается как плюс.

Но здесь следует еще сказать о практике не как об отдельной составляющей учебного процесса, а как о самом процессе. К примеру, есть курс по маркетингу. Университет может связаться с любой компанией и предложить им, чтобы слушатели курса сделали для продукта бесплатный анализ рынка. Затем эти решения будут представлены руководству компании. Таким образом, студенты получают не только сухую теорию, но и практические маркетинговые навыки.

Как мотивировать студентов поколения Z?

Роман Шеремета: Особенность моих пар состоит в том, что я не требую посещения. Если студенты не приходят, значит, я их не сумел мотивировать. Моя задача — создать качественный продукт, чтобы студент был сам заинтересован приходить на пары. Почему мы ходим на лекции к известным людям? Почему смотрим TEDx? Потому что нам интересны эти люди.

COVID перевел образование частично в онлайн-режим. Сначала было сопротивление и непонимание, как организовать этот процесс, со стороны учебных заведений, но со временем все привыкли. Может ли стать такая форма обучения основополагающей для украинских студентов?

Роман Шеремета: Будущее за онлайн-образованием. У Аризонского университета более 70 тыс. студентов онлайн, и такое же количество на очной форме обучения. Это говорит о том, что качество онлайн-обучения в Аризоне очень высокое.

Но здесь вопрос формата подачи информации — сидеть в Zoom и слушать монотонные лекции не очень интересно. Сейчас я готовлю курс «Экономика для менеджеров»: со мной три камеры, сзади зеленый экран, на который мы потом добавим иллюстрации, и студенты фактически будут смотреть готовый YouTube-ролик.

Вы работаете в США продолжительное время. Насколько велика «образовательная пропасть» между американскими и украинскими студентами?

Роман Шеремета: Разница в том, что в американском университете студент платит за свое образование. Когда платишь за продукт, начинаешь его ценить. К тому же, они знают, что после окончания университета получат билет в жизнь, так сказать, сделают важный шаг интеграции в общество.

Что интересно: студент, получивший 4-летнее образование, в течение своей жизни заработает в США на $1 млн больше, чем не закончивший обучение.

Желаем Американскому университету продуктивной работы в Киеве!


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua