Украина в 2022 году, несмотря на войну и блокаду морских портов, экспортировала молочной продукции на $344,6 млн, что на 39% больше, чем в 2021 году.
Как сообщает Ассоциация производителей молока, этому служило содействие европейского сообщества в либерализации торговли с Украиной, высокие мировые цены на молочные продукты в течение первых трех кварталов года, а также конкурентность украинской молочной продукции на европейском рынке в летне-осенний период.
«Основными экспортными категориями (в денежном эквиваленте) были сухое молоко (26% в общей структуре), масло (24%) и казеин (21%). А основным рынком сбыта была Европа — из-за логистических преимуществ, высоких цен, а также отмены таможенного регулирования», — рассказывает аналитик АПМ Яна Линецкая.
Продажи молока и сливок несгущенных за 2022 год составили 29,3 тыс. т в натуральном выражении. В то же время в денежном выражении это составило лишь $16,4 млн (+58%).
Продажи сухого молока и сгущенки в натуральном выражении составили 26,7 тыс. т, что принесло Украине $90 млн, что на 56,9% больше, чем в 2021 году. В общей структуре экспорта продажи сухого молока составили 26%.
«Экспорт кисломолочной продукции вместо этого сократился. За анализируемый период было продано 3 тыс. т продукции, что на 44,5% меньше, чем годом ранее. В денежном выражении это принесло $4,7 млн, что на 46% меньше, чем годом ранее», — добавили в ассоциации.
Экспорт молочной сыворотки за год из-за логистической блокады морских портов также просел. Ведь львиная доля сыворотки шла в Китай. Всего было продано 15,3 тыс. т продукта (-31,3%) на общую стоимость $15,8 млн (-30,9%).
«Зато масло активно продавали в Европу, что в результате дало 24% в общей структуре экспорта. Суммарно было экспортировано 14,1 тыс. т продукта (+29,9%) на общую стоимость $81,7 млн (+56,3%)», — уточнили эксперты.
В то же время на фоне девальвации гривни закупки основной импортной категории молочных продуктов — сыров — существенно просели, и отечественные сыроделы начали наращивать производство как для обеспечения потребностей внутреннего рынка, так и для экспорта. В 2022 году на внешние рынки было поставлено 9 тыс. т сыра (+29,8%) на общую стоимость $42,3 млн (+58,4%).
«Продажи мороженого в натуральных показателях просели на 7,5% — до 6,9 тыс. т. Однако в денежном выражении выросли на 4,5% — до $19,5 млн.
Продажи казеина в натуральном выражении составили 7,3 тыс. т (+34,3%), а денежном — $74,2 млн (+49,2%). Основным рынком сбыта этой категории также был европейский рынок», — отмечают в ассоциации.