УЗА: дефицит зерновозов может довести аграриев до банкротства

18 августа 2017, 11:32 2356

Самой большой проблемой украинской аграрной логистики на сегодняшний день является отсутствие необходимого количества вагонов-зерновозов.

Такое мнение высказал глава Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев в интервью «АПК-Информ».

По его словам, если в течение года не будут приняты меры для увеличения вагонного парка, то Украина может сократить производство зерновых.

«В свою очередь, без экспорта внутренние остатки спровоцируют снижение цен, что может привести даже к банкротству многих производителей сельхозпродукции. А это уже чревато не только экономическими последствиями, как, например, падение ВВП и сокращение валютной выручки, но и социальными», — отметил Горбачев.

Он добавил, что за последние 10-15 лет Украина стабильно наращивала производство и экспорт, однако логистические трудности могут свести на нет эту тенденцию.

«Один из вариантов, предложенных УЗА, Европейской бизнес ассоциацией и Американской торговой палатой, — это создание разницы в 30% между стоимостью перевозок частными вагонами по сравнению с государственными на срок в 5 лет. Таким образом, путем предоставления 30% скидки к тарифу на перевозку зерна в собственных вагонах на пятилетний период мы предлагаем решить проблему дефицита вагонов-зерновозов. В этом случае бизнес сам построит вагоны, и уже по истечении этого срока мы получим и увеличенный парк зерновозов, и доходность железной дороги», — заявил Горбачев.

Глава УЗА отметил, что альтернативой железной дороге и автомобилям мог бы стать речной транспорт, однако он является дорогостоящим и требует системности во всех подходах — от законодательной базы до технической имплементации передовых технологий.

«Другими словами, необходимо решить вопрос с наличием барж, буксиров, самоходных судов, речных причалов, водных глубин, обеспечить парламентское единство в понимании стратегии развития (хочу заметить, что это один из самых сложных пунктов ввиду существенного сокращения числа профессионалов в этой отрасли), то есть, проще говоря, предпринять все меры, которые смогут «поднять реку». Исходя из сложности поставленной задачи, я не ожидаю существенных изменений в речном хозяйстве в ближайшие год-два, поэтому нагрузка на железнодорожный транспорт по-прежнему будет очень высока», — подчеркнул Горбачев.

В текущем сезоне УЗА прогнозирует урожай немногим меньше урожая 2016 г., при этом объемы экспорта сохранятся приблизительно на тех же уровнях: пшеницы — 16 млн т, ячменя — 4,3 млн т, кукурузы — 20 млн т, гороха — около 750 тыс. т, рапса — 1,65 млн т и 2,7 млн т соевых бобов. Прогноз экспорта в 2017-2018 МГ снижен до 45 млн т зерновых и масличных против 47 млн т сезоном ранее.