Экспорт сельхозсырья из Украины в результате блокады черноморских портов происходит среди прочего с помощью Дуная и Сулинского морского канала, где суда в очереди ожидают по 10 и более суток.
Об этом говорится в сообщении Европейской бизнес ассоциации (ЕБА).
«Каждый день простоя стоит украинским экспортерам примерно $500 тыс. в сутки», — подчеркивают в ассоциации.
В связи с этим эксперты Комитета по логистике ЕБА обратились к Генеральному секретарю ООН, Исполнительному вице-президенту Европейской Комиссии и Временному поверенному по делам Украины в Румынии с предложением ввести ряд мер по решению ситуации в Дунайском регионе.
«В частности, компании предлагают принимать одновременно до шести судов (на сегодняшний день под соответствующие цели выделено румынской стороной только два причала), увеличить время работы Сулинского канала, разрешить движение по каналу в темное время суток, что может позволить увеличить проходную способность вдвое. Целесообразно было бы также разрешить внеочередную регистрацию судов, если есть свободный причал», — объясняют в ассоциации.
Максимально допустимую скорость прохождения канала можно было бы увеличить с учетом, конечно, специфики конструкции самого канала (на данный момент это 5,65 узлов = 6,5 миль/час).
Также бизнес предлагает рассмотреть возможность рейдовой перевалки в портах Сулина и Констанца, а также вдоль 61-й мили реки Дунай при условии полной загрузки, то есть отсутствия свободных портов, добавляют в ассоциации.
В ЕБА считают, что такие шаги вполне реальны. Их применение позволило бы ускорить, а затем увеличить транспортные потоки по реке Дунай, в частности объемы экспортной аграрной продукции Украины.
«В то же время необходимо проработать существенное ограничение, препятствующее увеличению грузопотоков из Украины через порты реки Дунай. Так, европейские компании выражают готовность и желание профинансировать перевозки украинского экспорта, но они опасаются военных рисков, из-за которых могут быть разорваны новые логистические цепи. Поэтому компании ожидают от государственных органов гарантий защиты инвестиций — подобное уже существует для экспорта. И сейчас основным вопросом является страховое покрытие. Украинские власти разработали гарантии для безопасного прохода судов в акватории украинских портов Дунайского региона и перевозок по железной дороге. Поэтому надеемся, что этот механизм будет реализован в ближайшее время», — прокомментировала менеджер Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации Дарья Сичкарь.