Большие надежды на ускоренное вступление Украины в ЕС могут не осуществиться из-за признания европейской стороной нашей неготовности.
Такое мнение высказал владелец компании «Вантаж+», эксперт рынка логистики Юрий Щуклин в Telegram.
«Нереформированная транспортная сфера тормозит наше вступление в ЕС», — подчеркнул он.
Специалист привел несколько причин такой ситуации:
Юрий Щуклин объяснил, в чем разница между европейской железной дорогой и нереформированной украинской.
«Европейские железные дороги — как автодороги, на которые может свободно выезжать любой транспорт. Потому что железнодорожная инфраструктура ЕС открыта для общего доступа любому перевозчику, независимо от формы собственности и страны происхождения. Немецкий локомотив может ехать в Польшу, польский — в Чехию, французский — в Италию и так далее.
Железные дороги Украины — как автодороги, перегороженные в разных местах шлагбаумами, а ключи от этих шлагбаумов нужно получать (или покупать?) у чиновника. Ездить по этому пути может транспорт только определенного перевозчика. И этот перевозчик еще и определяет правила и параметры движения: скорость потока и продолжительность остановок у светофоров», — уточнил он.
В то же время эксперт подчеркнул, что государственный перевозчик управляет материальной инфраструктурой, контролирует локомотивную тягу, администрирует систему управления перевозками, чего нет ни у одного его конкурента. «Укрзализныця» имеет неограниченные возможности монетизировать свои конкурентные преимущества.
«Действительно, «Укрзализныця» стала одним из символов нашей устойчивости во время войны. Однако это не значит — раз мы, украинцы, такие смелые, а «Укрзализныця» такая железная и геройская, то нам позволят не выполнять нормы директив, которые выполнили все железные дороги стран ЕС. От нас ожидают не авантюризма и изобретательности в избежании обязательств. От нас хотят прогнозируемости и ответственности в соблюдении обязательств», — подчеркнул Щуклин.
Если вступление Украины в ЕС не просто лозунг, а план на ближайшие годы, Украина должна безотлагательно начать евроинтеграционные реформы в сфере железнодорожного транспорта, подытожил он.